Установка бордюрного камня: выбор материалов и монтаж
Установка бордюрного камня – необходимый шаг при обустройстве дорожек, газонов, клумб и других элементов ландшафтного дизайна. Мы расскажем, как правильно подготовить поверхность и установить бордюрный камень, а также дадим полезные советы по выбору материала и дизайну.
Потребность в бордюре возникает во время прокладки дорожек, оформлении дворовой территории или участка у дома. Тогда применяют бордюр. Оборудовать участок бордюрным камнем можно самому, благо процесс не представляет сложности. Надо соблюдать кое-какие правила и технологию. Сначала делают подготовку основания. От нее будет зависеть качество выполненной работы и эксплуатация этого разделителя.
Бордюрный камень
Бордюрный камень применяют для отделения площадок с разной нагрузкой и покрытием. Это дорожки, газоны и клумбы, тропинки в саду или огороде, место соприкосновения пешеходного перехода и дороги. На бордюрные элементы одновременно возложены такие задачи:
Визуальное оформление дорожек
Перераспределение нагрузки
Защита участка от разрушения
Установленный по краю дорожки бордюр продлит срок ее эксплуатации. Все материалы удерживаются на своих местах, сохраняется их форма. Бордюры изготавливают из различных материалов, размеров и технологий. Бетонный бордюрный камень берут чаще всего, а еще бывает пластиковый и вибропрессованный элемент.
Виды
Чаще используют бетон, но элементы из него бывают 2 видов:
Камень дорожный. Шире и выше других бортовых камней, имеет внутри арматуру. Это обычно 1-2 металлических прутка сечением 12-14 мм. Место применения – разделение дороги и тротуаров.
Камень бордюрный. Вес бордюрного камня и его размер будет поменьше, не будет и армирования. Чаще служит для отделения дорожки для пешеходов от газонной части. Такой разделитель может выдержать непродолжительное давление легковым автомобилем. Большое и длительное воздействие разрушает его.
Проезжая часть отгораживается такими бордюрами. У остальных уровень прочности невысокий и они не подходят для этой цели.
Автомобильная дорога не имеет только прямое направление, встречаются на ней и повороты. Резкий изгиб обустроить поребриком легко. Достаточно его установить под углом, а стык двух камней замазать цементным раствором. Для плавного поворота применяют радиусные фрагменты с разным углом закругления. Они подойдут для ограждения клумб в форме овала и круга.
Размеры тротуарного бордюра
Стандартная длина бортового элемента составляет 1000 мм, для разделяющих тротуарную часть и газон – 850 мм. Возможно производство элементов длиной 400 и 500 мм.
Ими обустраивают дорожки из тротуарной плитки. Такие бортовые камни сделаны по принципу литого бетона или по методике вибропрессования. Высота при производстве может быть выдержана разная:
Для бордюра, отделяющий дорогу – 300 мм
Для остальных видов – 150, 180, 200 мм
Размер в ширину зависит от назначения. Дорожный блок будет иметь ширину 180 или 200 мм, а бордюрный – 80, 100, 150 мм.
Установка тротуарного бордюра на ПЦС или бетон
Если почва имеет склонность к пучению, то поребрик кладется на песчаную насыпь и щебенку. На него сверху укладывают бетонный слой, а уже на него устанавливают сам камень. Такой метод предполагает многолетнюю эксплуатацию бордюра. Порядок работ:
Сделать разметку. Для этого нужно применить колышки, которые устанавливаются на важных местах, потом они связываются друг с другом шнуром.
Выкопать траншею по произведенной разметке. Ширину надо сделать такой, чтобы после установки в нее бордюра с боков еще оставалось примерно 10-15 см свободного пространства с обеих сторон. Глубина создается с учетом 10 см утрамбованного слоя щебенки на дне и 5 см песочно-цементного слоя сверху. Бордюр после этого должен возвышаться над готовой дорожкой как минимум на несколько сантиметров. Это высота зависит от пожеланий заказчика.
Выровнять и утрамбовать дно траншеи. Если для этих целей будет применена виброплита, то ширина траншеи должна соответствовать ее ширине.
Уложить слой геотекстиля, плотность которого – не меньше 160 г/м2. Этот материал не даст песку и щебню смешаться с грунтом. Этот слой продлит срок службы бордюра и снизит возможность сдвигов во время весеннего пучения почвы.
Насыпать слой крупнозернистого песка. Можно применить щебень со средней или крупной фракцией (20-40 мм). Наименьшая толщина слоя – 10 см, но оптимальным будет 15 см. Щебень нужно утрамбовать.
Подготовить густой раствор. Для этого используется 3-4 части песка и 1 часть цемента. Воды следует добавить, чтобы можно было перемешать смесь. Получившуюся массу выложить на щебень толщиной 5-7 см.
Уложить бордюр на бетон и выровнять по горизонту или с уклоном. Это зависит от особенностей места установки.
Уложить замок из песчано-цементной смеси вокруг бордюра. Его толщина должна быть 5-7 см, а высота 10 см.
Промежуток между бордюром и границей траншеи засыпать песком или щебенкой. После утрамбовать и сверху присыпать грунтом. Все работы должны производиться, когда схватится бетон вокруг бордюрного камня.
Соблюдение всей технологии установки бортового элемента может свести к минимуму вероятность сдвига с места из-за пучения грунта.
Установка на песок
В той местности, где грунт не пучится, возможна установка без использования бетона. Таким способом можно поставить только поребрик, который будет разделять пешеходную дорожку и клумбы. Однако эта методика не исключает возможное разрушение дорожки. Технологический процесс схож с описанным ранее способом, но только до этапа укладывания бетонного раствора.
Под поребриком будет хорошо утрамбованная щебенка. Ее толщина – не меньше 15 см. Далее выставляют бордюр по уровню и выравнивают. Затем боковой промежуток между камнем и стенкой траншеи заполняют щебнем, тщательно трамбуют. Установленный таким способом камень можно свернуть даже в том случае, если на него оказать давление под неправильным углом. Такой метод может использоваться как временный с продолжительностью эксплуатации в несколько месяцев.