Сброс воздуха из системы отопления: удаление воздуха из радиаторов и трубопроводов
Наличие воздуха в системе отопления может привести к неэффективной работе и повреждению оборудования. Для удаления воздуха из системы необходимо использовать специальный ключ для отпуска воздухоотводящих клапанов на радиаторах и насосах. Далее следует подождать, пока весь воздух выйдет из системы. После этого необходимо заполнить систему отопления водой до нужного уровня и проверить работу оборудования.
Лишний воздух в системе отопления мешает обогреву помещения. Из-за скопившегося газообразного вещества трубопровод начинает шуметь. Также отопительное оборудование греет неравномерно. Это происходит, поскольку теплоноситель двигается по контуру слишком интенсивно. Появляется риск появления гидроудара.
Чтобы избежать скачков давления в системе, необходимо вовремя избавиться от воздушной пробки.
Жильцы с индивидуальным отоплением оборудуют систему воздушными клапанами. Это специальные устройства, которые контролируют давление в контуре. Можно купить клапаны автоматического действия и механические. Воздушные регуляторы помещают обычно на все радиаторы в доме, а также в наивысшую точку системы.
Элементы контура отопления из-за отработанного воздуха начинают ржаветь. Наиболее уязвимыми считаются металлические части. Сейчас многие элементы заменили на полимеры, но металлические части по-прежнему есть. Важно удалить лишний кислород, чтобы избежать коррозии черного металла.
Рассмотрим в статье, как устранить избытки воздуха в контуре отопления. Еще порекомендуем оборудование для предупреждения воздушных пробок.
Почему появляется лишний воздух
Избытки кислорода иногда появляются в системе. Первый раз достаточно просто очистить контур от воздушного препятствия. Если проблема повторяется, то необходимо выяснить ее источник. Причины бывают следующие:
Ремонтные работы. При починке в трубопровод неизбежно попадают воздушные потоки. Если воздух не убрать, то он останется в системе.
Разгерметизация. Такое происходит, когда сварные швы пропускают воздух. Если не исправить дефект, то образование воздушных пробок повторится. В частном отоплении часто происходит потеря давления. Вода просачивается сквозь стыки радиаторов. Протечку нужно искать в этих местах.
При заполнении системы внутрь попал воздух. Это происходит, когда специалист медленно насыщает контур теплоносителем. Особые меры не требуются.
Разорвалась мембрана, которая находится в расширительном бачке. Для ремонта понадобится замена защитного механизма. Придется отключать систему.
Неисправность клапанов. При наличии воздухоотводчиков воздушные пробки образовываться не должны. Если это происходит, стоит проверить целостность устройств.
При протечке радиаторов точку разгерметизации обнаружить легко. Когда видимых последствий нет, используют мыльную воду. Она применяется как индикатор. Если пробоина есть, то на растворе образуются пузыри. После уязвимые места запечатывают герметиком.
Сброс воздуха из системы отопления нужно делать перед каждым началом отопительного осеннего сезона. Летом котел работает на половину мощности. Теплоносителя требуется меньше, поэтому в трубопроводе скапливается воздух. Получается, одна часть трубы заполнена воздухом, а другая водой или газом. Избыток кислорода повышает давление. Проблема решается покупкой клапана.
Как работают воздушные клапаны
Для удаления воздуха из системы отопления мастера устанавливают воздухоотводчики. Их крепят на радиаторы. Есть 2 вида:
Ручные. С такими устройствами очищать трубопровод от лишнего кислорода нужно вручную.
Автоматические клапаны. У них есть поплавковый механизм, который регулирует подачу воды и вывод воздуха.
У защитных устройств есть множество названий: воздушники, спускники, воздушные клапаны, а также воздухосбросники. Принцип работы и цель у них одна – вывод из системы отработанного воздуха.
Рассмотрим подробнее перечисленные виды предохранительных механизмов.
Клапан Маевского
С помощью этого рычага стравливают отработанный воздух. Спускаем воздух из системы отопления вручную. Устройство располагается в верхнем крае радиатора.
Механизм Маевского продается в разных комплектациях. Имеет форму диска из металла. Посередине находится отверстие, в которое закручен конусообразный винт. Если повернуть стержень на 1-2 оборота, система освободится от избытков кислорода.
Рядом с основным каналом радиатора производитель предусмотрел дополнительное отверстие. Оно помогает быстрее вывести отработанный воздух из системы. При стравливании понадобится следующее:
Направить упомянутое отверстие вверх.
После винт можно открутить. Рекомендуется сделать 2 оборота.
Подождать, пока перестанет шипеть и вернуть винт в исходное положение.
Остается повторить процедуру со всеми радиаторами отопления в доме. Лишний воздух будет выведен из системы. Пора запустить обогрев помещения повторно и проверить работу оборудования несколько раз. После перечисленных действий можно завершить очищение батарей.
Автоматический клапан
Такие устройства устанавливают на батареи и другие тепловые элементы. Они автоматически понижают уровень воздуха в системе. Для лучшего понимания стоит ознакомиться со строением устройства.
Воздушный защитный механизм работает следующим образом:
Если камера заполнена теплоносителем на 70%, поплавок устройства располагается вверху.
Поплавок опускается, когда воздух проникает в систему. Чем больше кислорода, тем ниже находится индикатор.
Поплавковый механизм упирается в жиклер при избытке воздуха.
Из-за давления на жиклер открывается щель. Через нее выводится скопившееся газообразное вещество.
Лишний воздух выходит, а уровень воды в камере растет. Поплавок возвращается в исходное положение и закрывает щель.
Так работает автоматический воздушный предохранитель. У них могут быть прямые, а также угловые конструкции, но принцип один. Клапан устанавливают в самую высокую точку системы. Еще оборудование крепят к проблемным частям системы, например, где конструкция имеет сильный изгиб. Неправильный уклон – причина скопления воздуха.
Ручные краны Маевского можно заменить автоматическими механизмами. Они немного крупнее, но работают самостоятельно. Не требуется каждый раз стравливать излишки вручную.
Недостатки автоматических клапанов
Главная уязвимость таких устройств – на воздухоотводах образуются солевые кристаллы, из-за которых тепло поступает хуже. Из-за них клапан может протекать. Если такое происходит, рекомендуется прочистить механизм. Это делать можно с отключением отопления и без. Чтобы обслуживать клапан без отключения всего контура, необходимо установить 2 клапана: воздушный и обратный. Последний бывает пластиковым или металлическим.
Обратный кран нужен, чтобы заблокировать доступ теплоносителя в систему. Механизм срабатывает, когда поток продолжает двигаться в противоположную сторону. Течение перекрывается диском из металла. При попутном потоке устройство удерживается давлением.
Сначала устанавливают обратный прибор, а на него монтируют воздушный. Если автоматическое оборудование засорилось, у него снимают крышку и производят очистку. Она состоит из нескольких шагов:
Удалить воду из детали.
Проверить место скопления солей.
Вычистить кристаллы соли щеткой с жесткой щетиной. Делать это стоит аккуратно, чтобы не повредить поверхность.
Если чистящими инструментами не получается, применяют растворяющие составы. Они уничтожают соли. Смывку нужно нанести на поврежденную область. Потом подождать реакции. Время указано на обратной стороне упаковки. Обычно процесс занимает от 2 до 4 часов.
Очистка прошла успешно, если соль на боковой поверхности автоматического клапана стала рыхлой. После удаления солевых отложений остается промыть запчасть под проточной водой, а после можно снова запускать систему.
Как можно удалить воздушную пробку
Воздушные пробки иногда удалить сложно, поскольку они находятся в труднодоступных местах. Лишний воздух появляется из-за неправильной установки системы. Еще одна причина – ошибочное проектирование. Выводить воздух из труб достаточно проблематично. Требуется найти проблемную зону. Вот несколько признаков скопления воздуха:
Холодные трубы и характерный звук журчания в них.
При постукивании слышен громкий, а также звонкий звук. Этот метод применяют, когда видимых признаков нет.
Обнаруженную пробку необходимо убрать. В частных домах избыток устраняют повышением давления в системе. Для этого потребуется открыть 2 механизма: подпиточный и еще спускной клапан. После система наполняется водой, а давление растет. С помощью него пробка поднимается по трубе. Когда кислород перемещается до спускника, он выводится из системы.
Если весь воздух вышел, подпитку водой прекращают. Когда в системе больше нет кислорода, шипение останавливается. Как только это происходит, можно закрыть спускной клапан.
Иногда повысить давление недостаточно. Если воздушная пробка не двигается при повышении давления, увеличивают и температуру. Обе характеристики повышают до предельной отметки. Нагревать систему выше опасно для жизни.
Когда пробка остается на месте, тогда стоит одновременно открыть подпиточный и спускной кран. После ремонта системы проблема должна быть решена.
Если воздушные препятствия постоянно возникают, скорее всего, виноваты проектировщики. Еще могут быть ошибки в разводке. Рекомендуется оборудовать проблемные области предохранительными клапанами. Они должны будут удалять воздух при его переизбытке. Также ускорить очистку системы можно, если установить тройник и воздухоотводчик.