Как сделать стоянку на даче: выбор типа и материалов
Ознакомьтесь с основными правилами планировки и проектирования парковки для автомобилей. Узнайте, как выбрать место под стоянку, как подготовить грунт и какие материалы лучше использовать для создания устойчивого и прочного покрытия.
Когда наступает осень или весна, не очень-то хочется ходить в грязной обуви. Именно тогда посещает мысль о парковочном месте на даче. Сомнения в том, нужное ли это решение, мучают только до тех пор, пока вам окончательно не надоест в сотый раз выталкивать свою машину из грязи после очередного дождя. Это значит, что вы «созрели». На самом деле, ничего нет сложного в том, чтобы самостоятельно сделать стоянку на своем приусадебном участке.
Виды автомобильной парковки
Видов стоянок может быть несколько. Но она должна быть комфортной, занимать определенное место на даче, выполнять требования владельца и учитывать его финансовые возможности. Есть типы парковок, различающиеся своим покрытием. Покрытие может быть:
Заливное, бетонное
Асфальтированное, покрытое асфальтной крошкой
Насыпное (щебень или галька)
Уложенное тротуарной плиткой
Засеянное газонной травой – экопарковка
Выложенное резиновой плиткой
Уложенное стояночной решеткой
Выложенное камнем-плитняком
Среди наименее финансово затратных стоянок – насыпные, с покрытием из щебня или гальки. Если установка материала была выполнена правильно, с укладкой геотекстиля, то покрытие не смешается с почвой и будет долго вам служить. Если же геотекстиль не использовался, то время от времени придется подсыпать щебень. Эта техника выполнения укладки покрытия случается довольно часто, но это не является большой проблемой. После нескольких раз засыпки нижний слой со щебнем и грунтом утрамбовывается, и они уже не перемешиваются.
Тонкости парковочных площадок с разным покрытием
Из щебня или гальки. Положительных моментов стоянки из щебня или гальки много. Один из них – это водоотведение. Вода самостоятельно проходит между камней в грунт, а вместе с ней – и грязь. Поэтому не нужно делать специальный дренаж. Но если приусадебный участок расположен на почве с высоким уровнем грунтовых вод, то возникнет нужда в проведении дренажной системы всего участка. Иначе парковка постоянно будет в стоячей воде.
Экопарковка. Последнее время она становится популярнее. Покрытие представляет не просто засеянную травой территорию. Внизу уложена специальная пластиковая решетка для распределения нагрузки на почву. Это не позволяет колесам застревать в мокрой земле. Такая решетка тоже выполняет задачу водоотведения. У зеленых стоянок несколько плюсов и минусов. Из преимуществ – она экологичная, уход за ней, как и за газоном. Траву нужно регулярно поливать и стричь. Прополку проводить не нужно, так как при подготовке убирается большой слой почвы вместе с корнями сорняков. Для экопарковки используют травосмеси определенных сортов. Из минусов нужно отметить дороговизну самой стоянки, зимой трава вымерзает, ее придется засеивать снова и ждать, когда вырастет. А это опять затраты. Но смотрится экопарковка красиво, ее можно использовать как территорию для отдыха.
Из тротуарной плитки. Этот вариант очень хорош для пучинистых видов грунта, так как придает поверхности достаточную прочность. Вода не задерживается, а постепенно проходит между плитками в почву. Целостность покрытия не нарушается.
Бетонная и асфальтовая. При тщательной подготовке и правильно выполненной укладке это покрытие прослужит долго. Оно долговечно и просто в эксплуатации. Но бетон и асфальт – это дорогие материалы, а появившиеся со временем трещины будут очень заметны, их придется заделывать.
Подготовка к созданию дачной стоянки
Предварительные работы при разном типе покрытия имеют небольшие отличия, но они схожи. Различия лишь в компонентах слоев, но вид работ, пошаговость их выполнения и структура покрытия похожи.
Базовые рекомендации
Самое первое, что определяется для парковки – это место. Обычно берут территорию рядом с воротами или вблизи них. Участок должен быть относительно ровным, без больших перепадов высоты. Иначе придется постоянно мучиться, используя ручник или тормозные колодки. Кроме того, участок не должен находиться в низшей точке территории дачи, так как там всегда будет скапливаться вода.
Нужно обратить внимание на уровень покрытия при застилке участка под парковку бетоном или асфальтом. Его нельзя класть плоско, так как вода не сможет уходить. Нужно создать небольшой уклон в пару градусов по краям площадки. Это обеспечит устойчивость машине и водоотведение.
Размеры места парковки
Чтобы определить размеры парковочного места, нужно учесть, сколько авто будет на ней находиться. Для одной машины вполне комфортна стоянка в 15 квадратных метров (3 на 5 метров). Там достаточно места для маневров при парковке, машину будет просто обойти с разных сторон.
Если места для стоянки мало, то можно с одного бока срезать немного, примерно на полметра. Но тогда машину обойти получится лишь сзади или спереди.
Для машин с большими габаритами нужна стоянка крупнее. Например, для джипа площадку лучше сделать шире на метр.
При установке стоянки в два парковочных места длина остается 5 метров, а ширина – 3 умножается на 2. Размеры будут – 5 на 6 метров, 30 м2. При экономии места можно убавить площадь на полметра в длину и ширину. Но тогда машины будут слишком плотно стоять друг к другу, обойти их или открыть двери будет сложно.
Стоянка без лишней воды
Подумайте, нуждаетесь ли вы в отводе воды с территории рядом с вашей дачной стоянкой. В случаях, когда состав грунта способствует естественному дренажу, а покрытие неоднородно (плиточное каменное, газоны), водоотводные мероприятия вовсе не обязательны. Однако при отсутствии данных параметров без дренажа не обойтись. Ознакомьтесь с распространенными и простыми вариантами избавления от лишней влаги:
Подходит для сплошных покрытий, на которых застоя жидкости обычно не случается (бетонные, асфальтовые, облицованные резиновой плиткой). Края площадки обсыпаются щебнем примерно на 30-40 сантиметров. Эта мера позволит воде спокойно уходить в грунт сквозь прослойку из щебня.
При наличии уже установленной дренажной системы имеет смысл пойти иным путем. По краям территорию нужно выложить на глубине около 10 сантиметров отводящими воду трубами, затем поместить над ними покрытие из щебня, гальки, песка, мульчи и подобных материалов. Подойдет и посадка газона. Эту конструкцию нужно присоединить к существующему водоотводу. Помните о том, что для контроля состояния системы понадобятся ревизионные люки.
Установка ливневых лотков по окружности стоянки с выводом в канализационные ливневки тоже иногда может быть полезна.
Отвод воды не является обязательным, если покрытие вашего участка дает воде легко проникать в грунт и уходить в подземные источники или если на вашей территории выпадение обильных осадков происходит достаточно редко.
Нужен ли бордюр
Наличие ограждающего территорию бордюра всегда увеличивает срок жизни автомобильной площадки. Если ваше покрытие является насыпным (гравийным или галечным), то бордюр защитит ваш участок от рассыпания покрывающего материала. Тротуарной плитке или камню нужно ограничение бордюром, ведь они укладываются на песчаную основу, которая тоже имеет тенденцию вымываться, рассыпаться и портиться.
Если место вашей стоянки находится ниже, чем весь участок, или хотя бы на том же уровне, проблем можно не опасаться. Однако низина помешает воде уходить с вашей территории, что создаст лишнюю сырость, не слишком полезную для автомобиля. Наличие ограничительных конструкций обязательно. Подойдут даже закопанные по краям кирпичи, а лучше – натуральные камни. Можно вылить ограничитель из бетона. Самым удобным способом станет покупной готовый бордюр. К примеру, не так уж и ударят по вашему бюджету железобетонные столбики для винограда.
Инструкция к работе
Сначала выберите участок для стоянки машины на даче. Разметьте размеры территории с учетом дренажных конструкций. После этого действуйте так:
Снимите верхнюю часть грунта (от 30 до 35 сантиметров).
Очистите участок от камней, корней и другого мусора, выровняйте его (нет, не до горизонта, нужно лишь избавиться от неровностей).
Утрамбуйте и уплотните почву.
Уложите геоткань. Имейте в виду, что края геотекстиля нужно завернуть по периметру территории под края будущей стоянки на глубину метра, его площадь должна быть больше размера участка. Если у вас установлена дренажная система, краями геоткани стоит обернуть водоотводные трубы.
Засыпьте работу песком, снова утрамбуйте и выровняйте поверхность (до 10-15 сантиметров). Для упрощения процесса можно использовать в качестве размягчителя воду.
Следующим слоем уложите щебневую крошку. Лучше смешать среднюю и крупную.
Это основные принципы и детали самостоятельного создания стоянки для машины на даче. Точность высоты и состава укладываемых слоев нередко отличается из-за разницы в типах грунта и нагрузках, оказываемых на поверхность. Сыпучие и нестабильные слои вроде торфяников или песков нередко стабилизируют путем укладывания на основу дорожной сетки.
Слои из песка и гравия имеет смысл разделять геотканью. Она усилит свойства дорожной сетки, а еще помешает слоям перемещаться. При таких приготовлениях даже грузовому автомобилю окажется не под силу испортить результат ваших трудов.
Как покрытие влияет на процесс укладки
Под однородные покрытия вроде кирпича, тротуара и плитки имеет смысл насыпать крупнозернистого песка и гранитной крошки диаметром 1-4 миллиметра. Толщина плитки для парковки автомобиля не должна превышать половины сантиметра. Рациональным размером для дорожек будет третья часть. Малый размер плитки может сгладить неровности укладки.
Покрытия из естественного камня
Природные камни и плиты должны быть примерно пятисантиметровой толщины. Камни большего размера с большим шансом разрушатся быстро. Укладывать куски стоит не слишком плотно, с зазорами на несколько миллиметров. Их можно заполнить песком и семенами трав для газона. Результат выходит радующим глаз и защищающим от грязи.
Трава удобна не для всех, за ней надо ухаживать, да и уборка усложняется. Выручит смесь песка с цементом в отношении 1/3. Засыпьте ей зазоры между камнями, очистите плиты и нанесите воду (не фонтаном, а аккуратными каплями). Состав затвердеет и забетонирует отверстия. Для максимального уровня твердости потребуется примерно три недели, причем важно, чтобы в течение первой недели не выпадали осадки, так как от них работу надо будет защищать полиэтиленовой пленкой. Опасность заключается не столько в жидкости, сколько в потоках воды, ведь они могут смыть незастывшую до конца смесь. Кроме того, температура должна быть около +20 градусов по Цельсию, иначе реакция может замедлиться.
Минус каменного покрытия заключается в высокой стоимости материала. Для экономии имеет смысл пользоваться тротуарными плитами размером примерно 50*50 сантиметров. Принцип их укладывания не отличается, просто искусственный способ создания добавляет деталям геометричности и четкости, упрощая работу.
Бетонная площадка под автомобиль
До начала создания бетонных конструкций по краям территории устанавливается опалубка. После этого создается армирующий каркас, а именно: специальная клетка, сделанная из металлических прутьев. Их диаметр должен быть сантиметр-полтора. Соединяют прутья особой «вязальной» проволокой. Результат выставляется на упорах на высоте 3-5 сантиметров, само же бетонное покрытие над сеткой должно быть более 15 сантиметров.
Если на стоянке будут парковаться две машины или больше, понадобятся компенсирующие швы. Это значит, что нужно будет уложить на арматурную решетку планки из древесины (около 10 миллиметров). Шаг укладки должен быть равен двум метрам.
Проблема бетонных покрытий в долгом ожидании затвердевания. Бетону нужно застывать примерно месяц, а в список необходимых условий входят температурный режим не ниже +20 градусов Цельсия и постоянный присмотр за состоянием влажности покрытия, ведь ему нельзя пересыхать. Помогает регулярный полив участка и ткань (рогожа, старые мешки), накидываемая на покрытие для защиты от потери влаги. Полезен будет полиэтилен, поддерживающий уровень влаги, защищающий смесь от перегрева и от излишков жидкости.
Хотите добиться более быстрого результата? Можете добавить к смеси вещества, повышающие скорости затвердевания бетона – ускорители. Это может сократить время ожидания втрое. Но важно внимательно прочитать, а затем соблюдать принципы работы с данными компонентами.
Парковочный газон
Для создания «зеленой стоянки» после укладывания слоя из гравия нужно установить на вашу работу особые решетки, заполняющиеся грунтом повышенной плодородности. В него нужно засеять газонную траву. Для парковки легких машин, да и джипов тоже, хватит десятисантиметровых решеток, а вот грузовые автомобили, особенно полные груза, потребуют минимум 15 сантиметров высоты.
Решетки для зеленых парковок имеют разнообразную стоимость. Обычно она аргументирована, ведь дешевые решетки легко разрушаются, делая из стоянки травяно-грязевую кашицу, дорогие же достаточно долго и высококачественно выполняют свою задачу. Вывод – цена имеет значение, а экономия не всегда экономна.
Уход за экопарковками не особо прост и не так уж удобен. Грабли имеют неприятную тенденцию застревать в решетках, газонокосилки не подходят для безопасной работы с таким покрытием. В общем, не экология, а сплошное разочарование для владельцев. Впрочем, недавно распространился иной вариант. В те же решетки засыпают не грунт и семена, а среднюю щебневую крошку. Самый верхний слой же укладывается из мелкого щебня и гальки. Такой способ обладает большим качеством, чем обыкновенная площадка из насыпи, так как значительно лучше приспособлен к продавливанию и не проминается даже колесами грузовиков, груженных под завязку.
Бюджетные виды стоянок и въездов
Дачные щебневые парковки считаются относительно бюджетными, однако их конечная цена высока. Для желающих поберечь свой кошелек существует масса более экономных и скромных решений.
Самым бюджетным является заезд из отживших свое железнодорожных шпал. Стоят они очень мало, защитными средствами уже обработаны. Нужно по две штуки на колесо и отсыпка из щебня – заезд готов. Правда, долго конструкция не послужит, но в качестве временного решения вполне подойдет.
Более культурно выглядит очень похожий вариант. Выкладывание бетонных плит в виде двух параллельных рядов (для колес). Зазоры лучше не убирать. Для этого варианта тоже понадобится минимальная щебневая отсыпка.
Недорогим способом являются и мощеные кирпичом или природным камнем заезды. Их недостаток в абсолютной неприспособленности к глинистым грунтам и быстром разрушении.