Как смешивать цвета: правила и советы для дизайнеров
Смешивание цветов – это процесс, который позволяет создавать новые оттенки из двух или более цветов. Это может быть полезно для дизайнеров, искусствоведов и даже для домашних мастеров. В этой статье мы рассмотрим несколько различных методов смешивания цветов, а также предоставим практические советы по их применению. Вы также узнаете, как использовать цветовую палитру для создания более сложных цветовых комбинаций.
Игра с красками увлекает человека с детства до взрослой жизни. Кого-то профессионально, кого-то по обстоятельствам или увлечениями. Это происходит с художниками, профессиональными дизайнерами или людьми других профессий. А когда вы затеваете ремонт, эксперименты с красками увлекательны вдвойне.
Предпосылки
При работе с оттенками нужно зафиксировать цветовую комбинацию, чтобы при необходимости ее повторить. Но еще сложнее получить нужный цвет по образцу, потому что оттенков десятки тысяч. На их получение влияют материалы, компоненты, технологии смешивания, много других критериев.
Поэтому для систематизации цветового образования созданы международные каталоги. А к ним – таблицы соответствия оттенка разным рецептам смешивания. В таблицах каталогов заносятся тысячи вариантов рецептур точного воссоздания с использованием стандартных тонов. Но даже при такой унификации каждый ведущий бренд создает каталоги под свои материалы. Потому что играет роль основа красок. При этом колер от разных брендов всегда отличается.
Поэтому дизайнеры и художники стремятся создавать собственные методы работы с тонами.
Гамма цветов
Из школьной программы известно, что белый свет при преломлении разлагается на цветовой спектр из семи цветов. Наглядно это можно видеть в небе после дождя (радугу видели все).
Мало кто помнит, что раньше дети в младших классах на уроках рисования заучивали присказку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Так им легко было помнить цвета радуги. Это:
Красный
Оранжевый
Желтый
Зеленый
Голубой
Синий
Фиолетовый
Наборы красок, карандашей, пластилина или ниток для творчества тоже выпускались кратными этому числу.
Есть три основных цвета: красный, синий, желтый.
Дополнительные – это фиолетовый, оранжевый, зеленый.
Их комбинации в разных пропорциях создают любые наборы оттенков.
Так можно получать бесконечное число комбинаций.
Световое разложение отличается от материальных смешиваний красками. На тон влияет основа материала – химия пигментов. Даже материал, на который краски наносятся, влияет на оттенок в результате.
Когда в покрасочных центрах заказывают ориентировочный оттенок, то сначала оценивают его вид на объекте. Часто дизайнеры с заказчиками повторяют такую процедуру несколько раз, пока добиваются нужного эффекта.
Как основные цвета создают дополнительные
Это видно при демонстрации. Берутся три полупрозрачных круга с основными цветами. Размещаются треугольником друг к другу так, чтобы пересекались краями. В местах пересечений образуются дополнительные оттенки:
Красный + желтый = оранжевый
Красный + синий = фиолетовый
Желтый + синий = зеленый
Такие результаты получаются, когда смешивание происходит в равных пропорциях. Когда в полученные дополнительные цвета добавляются еще порции цветовой основы, рождаются новые оттенки.
Не меняя цвет, но изменяя концентрацию, получаются соседние оттенки. Так рождаются комбинации основных колеров:
Сине-фиолетовый
Красно-фиолетовый
Красно-оранжевый
Желто-оранжевый
Салатовый
Сине-зеленый
Основные цвета все равно имеют свои оттенки. При смешивании синего и красного может получиться грязная мазня. Но применение с синим розового или пурпурного даст чистый фиолетовый. Зато применение с желтым розового вместо красного не даст синий.
В этом помогают таблицы в каталогах. С их помощью можно фиксировать каждую пробу. В таблицах порции красок и тонов разбиты с малой дискретностью или высокой частотой. Такие мелкие порции можно достичь на компьютеризированных машинах. Поэтому возможно повторение оттенков с высокой точностью. Есть гарантия, что через много лет для обновления фасада или интерьера получится создать именно эту комбинацию по записанному рецепту. Но цветовое решение меняется со временем. Сыграет роль солнце, ветер, пыль.
Вспомнили о забытом коричневом
Это интересный неяркий цвет создается комбинациями всех трех основных. В световых комбинациях получится серый тон. А в сочетаниях красок трех основных образуется коричневый или близкие к нему оттенки. Этот результат будет, когда к каждому дополнительному цвету, состоящему из двух основных, добавлять недостающий третий:
Фиолетовый (синий + красный) дополняется желтым
В зеленый (синий + желтый) добавляется красный
К оранжевому (желтый + красный) добавляется синий
В принципе, это другой вариант того же смешивания. Подразумевается, что пропорции одинаковы. Такие тона считаются нейтральными. Когда нужен превалирующий оттенок, он сдвигается преимуществом одного из цветов.
Изготовление цветового круга
Нужно расположить цвета в традиционном цветовом круге. Размещать группами комбинаций, как они образовались. Существует два основных типа цветового круга: секторальный и круг Иттена (шведского художника). Принципы обоих кругов одинаковые. На периметр круга вынесены 12 цветов. Их построения начинаются встроенными треугольниками, а дальше отличаются формой выражения.
У Иттена цвета образуют все три порядка и выделяются зоны: холодная и теплая.
Традиционный круг богаче. У него 12 цветов на наружном периметре осветляются пятью оттенками. В итоге в центре образуется белое ядро.
Строится он таким образом. В круг вписывается треугольник. Вершины – это основные три цвета. Круг разбивается на 12 секторов. Три из них заняты основными цветами. Это первый цветовой ряд. Между ними находятся по три сектора. Каждый средний сектор из трех между основными – это дополнительный цвет. Их тоже три. Это второй цветовой ряд. Оставшиеся шесть секторов составляют оттенки третьего цветового ряда. Каждый оттенок образуется соседним с ним основным и дополнительным цветом.
Серый – посредник между черным и белым
Природные краски называются хроматическими. Те, которые не встречаются в природе в чистом виде – ахроматические. Их всего три:
Белый
Серый
Черный
С их помощью получаются наборы оттенков.
Пример получения розового – разбавление красного белым. Голубой тон получается, когда белой краской разбавляется синяя. Таким образом, из любых основ получают светлые оттенки. Когда нужны совсем светлые тона, тогда наоборот. В белую краску добавляют пигмент или краску нужного цвета. Но в комбинациях разных цветов с белым нужно поступать очень осторожно. Сначала определить пропорции на малых объемах. Когда разбавлять фактические количества, то нужный колер может получиться в избыточном объеме.
Светлые окрасы называют пастельными. Когда хотят получить эффект пастельного окраса, добавляется серый тон, приглушая им оттенки.
А если насыщенные цвета нужно сделать более темными, то в них добавляют черный тон. С черным тоже нужно работать аккуратно. Минимальные его количества затемняют цветовую основу.
Это привычная практика применения нескольких ахроматических цветов.
Перемешивание красок для получения нужных оттенков
Все описанные методы могут применяться практически. Вспомогательным приспособлением для подбора красок у художников является палитра. Это плоская и легкая панель из фанеры или пластика. На ней размешиваются краски до нужного оттенка. Необязательно брать покупную палитру. Если для покраски выбирается один или два цвета, то можно приготовить ее из любых подручных материалов.
Главное при поиске оттенков после предварительного выбора – перенести пробу на ту поверхность, которая будет окрашиваться. Это важно, потому что краска в жидком виде и высохшая уже на поверхности сильно отличаются. После нанесения высохшая краска светлеет приблизительно на два тона. Но темные краски нужно применять очень аккуратно. Редко краски на фасаде оказываются слишком светлыми. Чаще бывает наоборот.
Окончательный выбор краски нужно делать, посмотрев на темную краску в пасмурную погоду, а на светлую краску под ярким солнцем.
Создание красных оттенков
Красный является одним из трех базовых. Одно из свойств основных цветов – они не могут быть получены перемешиванием разных красок. Они получаются выделением пигментов в природных источниках.
Алый называют желтым оттенком красного. Потому что именно так его получают – красным и желтым. Желтого нужно добавлять в меру, чтобы не получить оранжевый.
Мягкий красный получают добавлением розового или немного белого.
Красно-оранжевый можно получить, смешивая равные пропорции красной краски и желтой.
Бордовый является густым темно-красным оттенком, в котором отсвечивается вишневый. Это сложная комбинация малой дозы коричневого с желтыми и синими каплями. Дальше добавляется красный (1 часть) и синий (3 части). Если требуется затемнение, капают черным.
Красно-коричневый называют кирпичным. К большей части красного добавляется малая часть коричневого.
Малиновый – это сочетание равных частей красного, белого, коричневого.
Розовый – это разбавление красного или алого белым.
Персиковый получается в пропорциях кирпично-красного и белого четыре к одному.
Палитра зеленых оттенков
Зеленый – это уже не базовый колер. Он образуется из основных – синих и желтых красок. Но разные пропорции дают разные оттенки. Поэтому важно фиксировать ее в процессе окраски.
Светло-зеленый пастельный получается, когда в заготовленную зеленую базу домешивают белый.
Темно-зеленый образуется, когда в базовый зеленый добавлять капли черного или коричневого.
Изумрудный, роскошный и благородный. Он получается, когда зеленую базу дополнять малым количеством синих или голубых пигментов.
Хвойный является темным. Для насыщенного хвойного сначала добавляется немного желтого, капля черного. Если вместо черного капнуть белым, будет благородная хвоя с туманом.
Салатовый является выразительным и ярким. Его получают смешиванием синего и желтого – до зеленого, а потом разбавляют желтым или белым до нужного оттенка.
Оливковый, мягкий и неброский, очень распространен в интерьерах. В базовый зеленый добавляются капли желтого, коричневого.
Серо-зеленый, другие названия – болотный и хаки. Получают добавлением к базовому зеленому коричневого и красного.
Сине-зеленый пастельный можно получить, смешав зеленый (1 часть), синий (2 части), потом капнуть белым.
Мятный тоже популярный. Его получают:
Зеленый с синим и белым, добавлять изумрудный или коричневый
Белый с изумрудным и голубым
Светло-зеленый, бирюза, беж, белый
Спектры синего цвета
Ультрамарин получается, когда смешать три синих части, одну белую.
Легкая голубизна получится при смешивании двух синих, одной белой.
Берлинская лазурь – смешивается одна часть синей базы, а другая часть – это смесь салатового с ярко-зеленым.
Спектры фиолетового цвета
Классически – это соединение синего с красным. Но все зависит от их базы, темноты или насыщенности.
От темного синего фиолетовый станет сильно насыщенный и почти черный. Когда туда добавить белый, получится серо-фиолетовый. Добавив красный, можно получить баклажанный. Еще больше красного – сливовый. Удвоенный красный образует аметист.
Из всех перечисленных фиолетовых оттенков получают пастельные, осветляя белым.
Яркие фиолетовые тяжело получить. За основу берут яркие сиреневые.
Светло-сиреневый можно получить, если домешать розового и голубого.
Васильковый или сине-фиолетовый образуется смешиванием сиреневого и голубого.
Лиловый получают в смеси фиолетового, белого.
Индиго получается, когда больше синего, чем красного в фиолетовом. Второй вариант – в ультрамарин капнуть черным.
Лавандовый больше похож на серо-фиолетовый. Он чуть бледнее сиреневого.
Пурпурный – королевский. Это сочетание синих, розовых тонов.
Спектры серого
Самый простой рецепт серого разных тонов – это смесь белого с черным в разных пропорциях. Но это просто серые оттенки. А у него, как и у других, есть нейтральный, холодный и теплый тон.
Теплый серый получают, когда серый чуть смешивают с розовым или оранжевым.
Жемчужный оттенок получают, когда предыдущих тонов немного добавляют. Тогда получится серо-голубой или серо-розовый.
Полученные тона можно осветлять белым.
Границы оранжевого настроения
Классический оранжевый – это смесь красного и желтого.
Желто-оранжевый будет с преобладанием желтого.
Пастельный оранжевый получится добавлением белого в оранжевый.
Светло-оранжевый разных тонов можно получить добавлением в желтый розового или белого.
Коралловый – это красно-оранжевый с розовым и белым.
Персиковый – это оранжевый с розовым, лимонным, белым.
Медный является смесью желтого (2 части), красного (1 часть).
Терракотовый получают, смешивая синий и красно-оранжевый.
Рыжий объединяет в себе красный и светлую охру.
Горчичный – это желтый с коричневатым, или оранжевый с синим.
Необычный коричневый
Коричневый классический – это смешивание равных пропорций трех основных цветов. Почти то же самое при соединении зеленого с красным. Это не теплый и не холодный.
Коричневый рыжеватый получают из оранжевого и синего. Тот же, но более холодноватый – из оранжевого с серым.
Шоколадный часто популярен. Его намешивают из темного индиго и светло-коричневого.
Рыжий коричневый – это смесь зеленого, ярко-оранжевого с добавлением сиреневого.
Темный коричневый получают из желтого с красным и каплей черного. Можно осветлять белым.
Разные интересные тона коричневого можно получать, если три цвета мешать не в разных пропорциях, а изменяя их.
Точность пропорций
Самые красивые оттенки при замешивании вручную будут всегда неповторимыми. Любые повторы будут создавать новые тона. Это связано с точностью соблюдения пропорций. Поэтому после примерного подбора цвета на палитре нужно намешивать такое количество краски, которого хватит минимум на два слоя покрытия всей планируемой к покраске поверхности. Процентов 5-10 можно оставлять для возможных подкрашиваний. В следующий раз этот оттенок хоть и будет похожим, но немного другим.
Поэтому для больших объемов покраски фасада и интерьера рекомендуется заказывать колеровку красок в компьютеризированных колеровочных центрах. Они могут работать отдельно и в фирменных магазинах красок. На понравившийся при подборе цвет будет выдана формула. По ней можно в любое время заказать дополнительно нужное количество краски. Ее может не хватить, понадобится перекрасить или обновить. Даже через годы оттенок будет восстановлен. Но с оговоркой: только на материалах того производителя. У другого бренда оттенки с одинаковым названием снова будут отличаться.