Выбираем секционные гаражные ворота: размеры и виды
Выбор секционных гаражных ворот – это важный шаг при обустройстве своего гаража. Стоит обратить внимание на материал изготовления, размеры, способ управления воротами, а также наличие дополнительных функций. Секционные ворота могут быть как открывающимися вверх, так и в сторону, что обеспечивает удобство при использовании. Выбирая секционные ворота, стоит учитывать не только их внешний вид, но и качество исполнения, технические характеристики, гарантийный срок и сопутствующие услуги.
Насколько удобно пользоваться гаражом, во многом зависит от типа ворот. Многие сейчас ставят секционные конструкции. Это недешевый вариант, но такие ворота хорошо сохраняют тепло и удобны во время пользования.
Как устроены секционные ворота
Главное отличие секционных ворот от других видов заключается в том, что они состоят не из одного-двух полотен, а из нескольких частей, которые соединены между собой. Подвижность секций обеспечивают специальные петли. Их на каждую пару полотен обычно делают по 3 – одна посередине и еще две по краям.
Но если ширина ворот большая, то для надежности количество петель может быть увеличено. С двух сторон секции стоят ролики, которые обеспечивают плавный ход по направляющим, установленным по бокам от воротного проема. Эти полозья сначала идут в вертикальной плоскости, но ближе к потолку они закругляются и становятся уже потолочными элементами. Для заправки роликов в направляющих предусмотрены выемки.
Ворота открываются вверх. За счет того, что полотно не цельное, а соединено петлями, оно становится «гибким», поэтому может пройти плавный поворот, обеспечиваемый направляющими.
Что нужно знать о полотне секционных ворот
Секционные ворота бывают теплыми и холодными. Зачастую устанавливают первый тип, поскольку даже в неотапливаемых гаражах важно, чтобы была хотя бы минимальная разница между температурами внутри и снаружи.
Материалы
Теплые секционные ворота – это конструкция типа «сэндвич». Есть два металлических листа, а между ними проложен утеплитель. Делают их из стальных полос.
Нержавейку обычно берут, если делают дорогие ворота – промышленный вариант. В большинстве случаев сталь оцинковывается гальваническим методом. Наружную поверхность дополнительно покрывают двойным слоем модифицированного полиуретана, который обеспечивает устойчивость металла к коррозии. Чтобы защитный слой держался лучше, сталь предварительно покрывают грунтом. Холодные ворота делают из такой же стали, однако их секции состоят из одной стенки, покрытой полиуретаном. Толщина металла для ворот – от 0,6 мм, однако они будут не очень надежными, лучше выбрать материал потолще.
Есть такая немецкая компания, как Hörmann, которая делает секции ворот из цельного дерева. Но это очень дорогие экземпляры, которые производят только на заказ.
Для увеличения надежности полотна наружный контур сэндвича некоторые производители замыкают сложным замком. Так ворота получаются более надежными, во время температурных колебаний они не разрываются. Другие же компании оставляют внешний контур незамкнутым, что повышает теплоизоляцию за счет температурного разрыва, уменьшаются риски, что полотно промерзнет. Какая из технологий более совершенная, сказать невозможно. Обе технологии имеют право на существование, а какую выбрать, каждый решает для себя сам.
В качестве утеплителя выступает пенополиуретан, реже – минеральная вата. Поскольку материал находится в герметичном контуре, то его вид не играет роли, на первый план выходят характеристики. Полиуретан хуже пропускает тепло, чем минвата.
Если утеплителем выступает полиуретан, то внутреннюю поверхность стального листа покрывают лаком. Делают это, чтобы защитить металл от коррозии и улучшить его сцепление с утеплителем.
Размеры секционных ворот
Производителей секционных ворот достаточно много, тем более они используют различные технологии, поэтому и габариты у полотен получаются разными. «Стандартными» можно назвать такие размеры:
Высота одной секции – 400-600 мм
Толщина – 35-40 мм
Из них можно сделать ворота, высота которых будет от 125 см до четырех метров. Длина полотна – 190-640 см. Максимальные параметры будут зависеть от того, какой тип секций выбран.
Обычно у компаний уже есть в наличии несколько вариантов подъемных секционных ворот. Но нельзя сказать, что это стандартные размеры. Просто это те габариты, которые люди покупают чаще всего. Например, чаще интересуются полотном высотой от 240 см и шириной от 215 см. Далее ворота идут на увеличение, изменяя каждый параметр на 25 см за один шаг. Их главное преимущество – не нужно ждать, ведь они уже есть на складе или прямо в точке продаж. На доставку понадобится не более двух дней. Если заказывать под размер, то придется ждать дольше.
Есть разные подходы к выбору размера. Один из них – изменить проем под популярные параметры. Второй – заказать полотно своего размера. Сколько на это уйдет времени, зависит от того, где вы находитесь, и у какого производителя заказали ворота. Российские компании (Sedona, Sauber, Дорхан) обычно делают заказ в течение 14 дней. Белорусские под брендом Алютех могут ехать до 6 недель, а какие-то европейские бренды будут доставлены не раньше чем через два месяца.
Есть и третий вариант – подогнать «стандартное» полотно под свои размеры. Для этого покупают ворота длиннее и обрезают их. Прежде чем это делать, согласуйте свои действия с продавцом, чтобы не лишиться гарантии.
Соединение отдельных элементов
Чтобы между секциями не было щелей, их края делают в виде замкового соединения шип-паз. Так конструкция будет меньше продуваться. А чтобы полностью нивелировать прохождение ветра, в соединение прокладывают гибкий уплотнитель. Если ворота хорошие, то они не пропустят ни ветер, ни осадки (дождь со снегом), ни пыль. Уплотнитель – это дополнительная защита гаража от холода.
Какой замок, как усилена петля и где она установлена, зависит от производителя. У Херманн даже есть система, которая предотвращает зажатие пальцев. Алютех разработал конструкцию, при которой крепеж находится в фальцевом шве.
Способ подъема
Какой подъем будет реализован, зависит от притолоки (расстояние между потолком и верхним краем воротного проема). Доступны такие варианты:
Стандартный. Для такого типа подъема притолока должна быть 35-60 см. Максимальная высота и ширина полотна – 9,7 м на 7 м. Главное преимущество – цена ниже, чем на другие типы, к тому же меньше нагружаются пружины, поэтому механизм работает стабильнее.
Пониженный. Размер притолоки – 15-35 см. При таком типе нижняя часть ворот будет свисать на 8-15 см, поэтому часть высоты проема задействовать будет нельзя. Барабан можно поставить впереди, если притолока от 22 см, к нему идет радиальная направляющая, поэтому цена на такой механизм выше. Барабан можно разместить и сзади, совместно с обычной направляющей монтируются концевые кронштейны, которые держат вал. Если подъем низкий, то привод для автоматики ставится на потолке.
Высокий. Притолока от 60 до 460 см. В этом случае для автоматического поднятия полотна можно устанавливать только осевой привод. Эта конструкция надежнее в сравнении с наклонным подъемом, а направляющие более компактно расположены. Для этого механизма нужны дорогие пружины и барабан. У них большие размеры, поэтому монтаж усложняется.
Наклонный. Выбирают, когда уровень потолка возле задней стенки выше, чем возле передней. Высота притолоки – 50-150 мм. Мало того, что это самый дорогой механизм, так он еще и работает нестабильно. Устанавливать его, конечно, никто запретить не сможет, но лучше выбрать другой.
Вертикальный. Если высота притолоки на 70 см больше высоты ворот, то пружины можно устанавливать сверху, если же высота притолоки больше высоты ворот только на 37 см, то пружина будет внизу. Для автоматического поднятия устанавливают осевой привод. Такой механизм выбирают, когда полотно весит более тонны. При таком подъеме компактно размещаются направляющие. Стабильная работа – еще одни плюс. Недостаток – высокая цена.
Какой тип подъема реализовать, определит замерщик или консультант. От вас требуется только передать правильные параметры. Будет проще, если вы перед походом в точку продаж, нарисуете проем и проставите все размеры на эскизе.
Если высота проема большая, а притолока при этом маленькая, то ее можно увеличить искусственным путем. Для этого часть проема перекрывается фальшпанелью. Ее размер плюсуется к размеру притолоки.
Ворота с подъемным механизмом
Принцип поднятия секционных ворот построен на натяжении пружины. Доступны такие механизмы:
С торсионными пружинами. Вал находится над проемом ворот. При опущенном полотне пружины находятся в покое. При скручивании ворот скручиваются и пружины, набирая силу упругости, за счет которой полотно будет опускаться.
С растяжными пружинами. Элементы монтируются в направляющие полотна. Когда ворота открыты – пружина растягивается, когда закрыты – оно в покое.
Выбор механизма секционных ворот зависит от того, есть ли в гараже отопление. Торсионные пружины позволяют более тонко регулировать открытие-закрытие, поэтому можно лучше отладить прилегания полотна. Поэтому их выбирают для теплых гаражей.
Минус торсионного механизма в том, что он нуждается в высокой притолоке, к тому же стоит больше, чем механизмы, работающие на пружинах растяжения. Он надежнее и прослужит дольше, поэтому подходит для ворот, которые часто открывают-закрывают.
Автоматизация секционных гаражных ворот
Гораздо удобнее, когда ворота гаража открываются и закрываются сами. Особенно это ценится, когда на улице дождь или снег. Поэтому многие вместе с секционными воротами устанавливают и систему автоматизации. Есть два способа, чтобы ворота открывались и закрывались без прямого участия человека:
Потолочный привод. Двигатель соединяется с подъемным механизмом цепями или тросами. Может устанавливаться при наклонном, стандартном или пониженном подъеме. Это более доступный вариант, ведь привод маломощный.
Осевой привод. Здесь мотор устанавливается слева или справа от верхней оси. Он соединяется с осью напрямую. Такой привод обеспечивает большее усилие, но он стоит много. Его ставят, если высота притолока достаточно большая.
Выбирать тип привода можно, только если реализован стандартный подъем. В других случаях тип подъема будет диктовать возможность автоматизации.
Команды к открытию или закрытию ворот могут подаваться:
Настенным пультом. Самая простая в реализации технология. Просто устанавливаются кнопки, которые подают питание. Делают такую автоматизацию, чтобы не прилагать усилий, но во время дождя все же придется намокнуть.
Брелоком или пультом ДУ. В пульте вмонтирован передатчик радиосигнала, а в приводе стоит приемник. Они настраиваются на одну частоту. Но, когда вы покупаете такую систему, то нужно обратить внимание на диапазон частот, чтобы он не перекрывался теми приборами, которые уже есть в хозяйстве.
Смартфоном или компьютером. Чтобы реализовать данную схему, в привод встраивают процессор, которые обрабатывает подаваемые сигналы.
Чаще всего ворота открывают брелоком. Это более доступный вариант, но достаточно удобный.
Как выглядят
Наружная поверхность может быть с тремя видами профиля (S, L и M), а также филенкой или мелкой волной. Такие вариации есть у всех производителей. Но поверхность бывает нестандартной. Тогда разнообразие декоративных элементов увеличивается, например, часто делают прозрачные вставки из монолитного поликарбоната. Но за дополнительную красоту придется заплатить больше.
Поверхность может имитировать натуральное дерево, быть гладкой или шероховатой. Полотна обычно окрашиваются. Это специальные составы, которые делают секции красивыми, но их основная задача – защита от коррозии и погодного влияния.
Запорный механизм
Запираются секционные ворота одним из трех способов:
Пружинный засов. Этот вариант подходит в том случае, если в гараж кроме ворот есть еще вход, ведь запираться ворота будут изнутри. Этот механизм идет в стандартной комплектации, другие механизмы устанавливают по просьбе.
Встроенный замок. Обычно это ригельный замок с двумя ручками и замочной скважиной. Ручки устанавливают посередине нижней секции, чтобы тянуть за них для управления воротами. Со стороны гаража к ручке крепится трос.
Автоблокировка привода. Такой способ запереть гараж можно реализовать только при автоматизации открывания и закрывания ворот. Чтобы открыть ворота, когда нет света, есть два варианта:
Снять блокировку можно, потянув за трос, который находится внутри гаража.
Если внутрь попасть нет возможности, то должна быть предусмотрено отверстие под ключ. После поворота ключа достается цилиндр, а вместе с ним и тот самый трос для разблокировки.
Два последних замковых механизма можно оснастить задвижкой, которая обеспечит повышенную защиту при длительном отсутствии хозяев.
Дополнения
Ворота можно разнообразить и дополнить.
Стекло и вентрешетки
Можно сделать окошки в секционных воротах. Обычно они находятся в верхней части полотна, но сделать его можно где угодно. Чтобы в гараже было светлее, логично заказать ворота с большими окнами, так в дневное время можно будет не включать свет.
Для этого в секции предусматривается специальный профиль, куда вставляется акрил или прозрачный поликарбонат. Первый материал дешевле, но со временем он темнеет и становится менее прозрачным. Монолитный поликарбонат хоть и дороже, зато остается прозрачным.
Но у гаража с окнами есть минус – под действием солнечных лучей краска на машине будет выгорать.
В каждом гараже должна быть вентиляция, если при строительстве о ней почему-то забыли, то установить вентиляционные решетки можно в полотне ворот. Но это связано с дополнительными тратами, поэтому если отверстия для притока и оттока воздуха уже есть, то эти элементы не нужны.
Встроенная калитка
Для входа в гараж, каждый раз дергать ворота неудобно. Для этого лучше иметь отдельную дверь. Ее можно предусмотреть непосредственно в полотне ворот. Но сделать это будет сложно, поэтому цена ворот существенно возрастет.
Некоторые производители предлагают калитку без порога, но обычно он все же есть.
Система безопасности
В комплекте к автоматическому приводу обычно идет один, реже два пульта ДУ. Но их можно заказать дополнительно. Например, чтобы пульт был у всех членов семьи, а еще и запасной.
У автоматических ворот много преимуществ, но они не идеальны. Недостаток в том, что они будут работать, когда есть электричество. Но от аварийных отключений никто не застрахован. Чтобы обезопаситься, можно в систему автоматики включить аккумуляторную батарею, предусмотреть возможность ручной разблокировки.
В автоматических системах есть потенциальная опасность. От них могут пострадать каждый, но больше всего достается детям и животным, реже пожилым людям. Чтобы ворота останавливались, если под ними кто-то есть, их оснащают фотоэлементами.
Чтобы предупредить людей, что подходить к воротам нельзя, можно установить сигнальную лампу, которая будет загораться при работе привода.
Блок ручного подъема
Если ворота не оснащены электроприводом, то их поднимать будет тяжело. Чтобы облегчить эту задачу, можно установить блок ручного подъема. Зачастую им становится цепной редуктор.
Производители ворот гаража
На российском рынке есть три основных игрока:
Hörmann (Германия)
Alutex (Беларусь)
DoorHan (Россия)
Еще есть Garaga из Канады и шведская Tecsedo. Среди российских компаний еще есть Sedona и Sauber – это то же самое, что и DoorHan, только собираются эти ворота в другом регионе. Zaiger – это секции из Швеции и автоматика из России и Китая.
Китайские ворота лучше обходить стороной. Они хоть и дешевле, но вы замучаетесь с ними во время эксплуатации.