Какие бывают паллеты и их размеры: американские, финские, российские
Паллеты – это удобные транспортные средства для перевозки грузов. Они могут быть различных размеров и форм. Самые распространенные размеры паллетов – это 800х1200 мм и 1000х1200 мм, хотя также существуют и другие варианты, например, 600х800 мм, 1200х1200 мм, 1067х1067 мм и т.д. В зависимости от назначения и типа груза, паллеты могут быть сделаны из различных материалов, таких как дерево, пластик, металл или композитные материалы.
Паллеты используются при хранении и перемещении продуктов. На складах они помогают эффективно использовать стеллажи. Перемещение товаров в пределах складских помещений существенно упрощается. При перевозке паллеты обеспечивают безопасность груза. Груз защищен от падений при транспортировке по плохим дорогам.
Паллеты различаются по многим параметрам. Обычно они не имеют маркировки. По конструкции они аналогичны устройству европаллет. Доски располагаются определенным образом, а их количество совпадает.
Появление паллет
Поддон, который используется для перевозки грузов, называется паллетой. Слова заимствовано из английского языка.
Первая подобная тара появилась в прошлом веке в послевоенное время. Количество перевозимых грузов росло, но они имели разную форму. Надо было оптимальным образом организовать погрузку и разгрузку, которые занимали много времени. В это время появилась идея применять для погрузки поддоны одинаковых габаритов и формы. На одну тару помещалось сразу много товаров, которые одновременно грузились. Это сократило время на погрузку и разгрузку, а поддон защищал товары от повреждений.
Основные стандарты
Очень быстро их использование при транспортировке и хранении стало обязательным. Габаритные размеры паллет сделали стандартными, но из-за разнообразия размеров товаров они тоже различаются. Тара стандартных размеров используется при международных перевозках.
Дерево
Деревянные решения популярнее всего. Европаллеты делаются из дерева второго или третьего сорта. Влажность древесины не должна превышать 24%. Требования к азиатским и американским деревянным паллетам различаются незначительно. Российские стандарты допускают использование разных сортов древесины. Это сказывается только на сорте, который присваивают таре. Подходит древесина хвойных деревьев (сосны и ели) или лиственных деревьев (березы и осины).
Плюсы деревянной тары:
Низкая цена
Быстрый ремонт
Простота в работе
Прочность
Минусы:
Низкая устойчивость к влаге
Ограниченная грузоподъемность
Небольшой срок эксплуатации
Метал
Используется алюминий или сталь.
Плюсы:
Высокая прочность. Ребра жесткости обеспечивают прочность таких поддонов.
Большая грузоподъемность. Металлические поддоны выдерживают вес до 5 тонн.
Высокая пожароустойчивость. По этому параметру металлические паллеты превосходят все другие поддоны.
Устойчивость к влаге. Покрытые полимерной краской или оцинкованные поддоны не боятся коррозии.
Возможность использования в широком температурном диапазоне.
Устойчивость к химическим воздействиям.
Простота ухода. Они легко моются и не впитывают запахи.
Возможность восстановления. Металлическую тару легко отремонтировать без специальных инструментов.
К минусам относится большой вес и цена тары.
Пластик
Тара из пластика часто используются при транспортировке и хранении товаров с повышенными гигиеническими требованиями. К достоинствам таких поддонов можно отнести:
Невысокий вес
Высокая грузоподъемность
Соответствие европейским нормам
Устойчивость к химическим воздействиям
Простой уход и дезинфекция
Длительное использование без ремонта
Картон
Для транспортировки и хранения малогабаритных грузов используют картонные поддоны.
Плюсы:
Маленький вес
Низкая цена
Безопасность
Простота утилизации
Экологическая чистота
К недостаткам можно отнести высокую пожароопасность и низкую устойчивость к механическим воздействиям.
Конструкция и габариты европаллет
В Европе есть разные размеры поддонов. Стандартный размер евро паллета: 120*80*14,4 см. Вес европейского поддона достигает 35 килограммов, а грузоподъемность составляет 600 кг.
Европоддон имеет два настила. Верхний настил включает пять досок, а нижний – три. Используются доски шириной 14,5 см и 10 см, которые чередуются. По краям располагаются более широкие доски. Толщины всех досок составляют 2,2 см. Настилы соединяются между собой кусками бруса (или МДФ). Они называются шашечками и имеют следующие габариты (10*14,5*7,8 см). В пространство между верхним и нижним настилами легко входят вилы вилочного погрузчика.
Существует три поперечных ряда шашечек, расстояние между которыми составляет 38,25 см. На шашечки укладываются три поперечных планки габаритами:80*14,5*2,2 см. На эти планки укладываются доски верхнего настила.
Европаллеты называются стандартными. Есть аналоги, отличающиеся меньшим размером шашечек. Они обладают меньшей грузоподъемностью, которая составляет 400 кг.
Они имеют характерную маркировку. На крайней шашечке вытравливают надпись “EUR”, которое окружено овалом. На других шашечках указывается информация об изготовителе, а также прохождении санитарной дезинфекции. Без санитарной обработки деревянная тара не допускается на таможню.
Финский стандарт
Размер финского паллета: 100*120*14,5 см. Такие паллеты имеют большую ширину (120 см) и меньший вес (15-20 кг).
Верхний настил финских моделей включает семь досок. Широкие имеют ширину 12 см, а узкие – 10 см. Широкие доски (их три) расположены по краям и в центре. Между ними располагаются четыре узких доски. Шашечки финского стандарта имеет габариты 10*10*7,8 см. По аналогии с евростандартом установлено три ряда шашечек. По углам финской тары в обязательном порядке снимают фаски.
Паллеты в Финляндии также обозначаются: в прямоугольном обрамлении располагаются буквы “FIN”. На других шашечках указывается информация об изготовителе. На одной из шашечек указывается, что данная тара прошла бактериальную обработку.
Американский стандарт
Размер американских паллет: 120*120*15 см. Общее количество видов такой тары в Северной Америке превышает десяток. Есть двухсторонние и односторонние решения. В односторонних моделях нижний настил имеет меньше досок. В двухстороннем поддоне обе поверхности имеют одинаковую конструкцию. Односторонний поддон весит до 25 кг, а вес двухстороннего поддона ограничен 40 кг. Грузоподъемность достигает 1400 кг.
На американских моделях спереди и сзади на стенках сделаны фигурные вырезы. Толщина самых тонких частей американских поддонов превышает 6 мм. Используется сосна, осина и тополь. Доски соединяются гвоздями. В качестве соединения двух настилов используются доски, в которой предусмотрены выемки 23 см под вилочный погрузчик.
Верхний настил включает семь досок. Ширина каждой доски должна превышать 10 см. Для односторонних поддонов нижний настил включает три доски. Самые широкие доски располагаются на краях. Их ширина доходит до 15 см.
Российские стандарты
ГОСТ 9078-84 определяет габариты деревянной тары. Паллеты российского стандарта имеют следующие габариты:
120*80 см. Такие габариты совпадают с европейскими стандартами.
120*100 см. Данные габариты соответствуют финским стандартам.
Допускается отклонение от приведенных габаритов не более 5%. Настил снизу может отличаться от верхнего по площади, но разница не должна превышать 40%. Для поддонов используется только древесина хорошего качества (высший, первый, второй сорта). Влажность древесины не должна превышать 22%. Остальные свойства паллет зависят от изготовителя.
Существует ГОСТ 9557-87, который по основным параметрам совпадает со стандартами европейских поддонов. На поддонах, выпускаемых по этому ГОСТу, не делают маркировки, потому что они не сертифицированы по международным правилам. Кроме отсутствия маркировки, такая тара не имеет на углах фасок. Данные паллеты называются европоддонами “БК”. Сокращение “БК” обозначает отсутствие клейма. Паллеты также имеют другое название – многооборотные грузовые поддоны.
Сорта
При погрузке используются многоразовые и одноразовые паллеты. После применения одноразовые изделия разбираются. Многоразовые используются для многих оборотов груза, поэтому их называют многооборотными. Деревянные решения делятся на три сорта:
Высший. Деревянная поверхность не имеет сколов, трещин и других повреждений. Поддон имеет нормальный цвет. Использовать такие поддоны можно всего три раза.
Первый. Количество применений не ограничено. На паллете не должно быть повреждений или отремонтированных досок.
Второй. На досках допускаются сколы и трещины, размер которых не должен превышать размеры 3*30 см. Поверхность древесины может быть загрязнена. Допускается потемнение древесины. К этому сорту относится отремонтированная тара.
Внутри России можно использовать паллеты каждого сорта. Для транспортировки за границу существуют определенные ограничения. Чаще для международных перемещений используются новые паллеты. В некоторых странах требуется использование высшего сорта. Требуется наличие сертификации, маркировки и документов, подтверждающих прохождение санитарной обработки.
Грузоподъемность
Не существует однозначных нормативов по загрузке тары. Каждый производитель устанавливает свои нормы. Расположение груза тоже может различаться в зависимости от формы груза. Возможно равномерное распределение груза по всей поверхности, а может быть несколько точек соприкосновения груза с поверхностью. При меньшей площади соприкосновения груза с поверхностью удается разместить меньший груз.
По ГОСТу на поддон разрешалась грузить до одной тонны. Реальный опыт показал, что поддоны выдерживают нагрузку до полутора тонн. Однако надо еще учитывать грузоподъемность транспортного средства. Поэтому грузят 700-800 килограммов. При размещении товаров нужно соблюдать следующие правила:
Груз размещают по поверхности равномерно. Отдельные единицы груза надежно скрепляются.
Следует симметрично размещать товары относительно центральной точки паллеты. Грузы должны быть зафиксированы на поверхности с помощью лент или кусков шпагата.
Груз должен целиком располагаться на паллете. Груз не должен заходить за пределы тары на 2 см и более.
Прямоугольные коробки надо укладывать определенным образом. Каждый новый ряд нужно укладывать со смещением относительно предыдущего слоя. Если укладывать коробки друг на друга, то конструкция из нескольких рядов может развалиться.
После расположения товара на паллете производятся следующие действия:
Товар скрепляется обвязочным материалом.
Груз оборачивается пленкой или другим оберточным материалом. Это предотвращает горизонтальное смещение отдельных предметов.
По краям обмотанного груза устанавливаются уголки, которые обеспечивают прочность конструкции. Уголки также обматываются пленкой.