Как сделать пол в гараже: выбор материалов и укладка
Сделать пол в гараже – это не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь, нужно подготовить поверхность, убрать грязь и пыль, а также удалить масло и другие загрязнения. Затем нужно выровнять основание и заливать бетонную стяжку. При этом важно соблюдать определенные технологические нормы и правила. Например, толщина стяжки должна быть не менее 5 см, а раствор должен иметь определенную марку прочности. Кроме того, можно использовать различные материалы для отделки пола, например, керамическую плитку или кварц.
Обустроить полы в гараже по силам самостоятельно. Даже без достаточного опыта. Главное, выбрать удобную технологию и следовать рекомендациям. Пол под автомобиль нужен с высокой прочностью, чтобы тот не деформировался под его весом. С твердым верхним слоем, который не крошится и не пылит, не боится влаги и агрессивных сред.
Требования к полам
Это условия, необходимые автомобилю для долгого сохранения и правильного обслуживания:
Высокая прочность к большому весу, периодическому давлению. Динамическая стойкость к вибрациям, падению тяжелого инструмента, импульсным толчкам стартующих или тормозящих колес.
Необходима устойчивость пола к агрессивной химии. К моющим средствам, очистителям и растворителям. К топливу, маслам. К тормозным жидкостям, антифризам. Все такие вещества будут попадать на пол при заправке и профилактике.
Влагостойкость. Влага появляется на автомобиле с улицы в дождь, снег. Она не должна впитываться в пол, а стекать из гаража наружу. При устойчивой влаге появляется плесень, гниение.
Пожарная безопасность. Они не должны воспламеняться или поддерживать огонь. Это касается впитывающих топливо с маслом деревянных и земляных покрытий. Накопление горючих веществ и их пары в случае с искрящим неисправным оборудованием создадут горючую смесь.
Полам в гараже нужно выдерживать перепады температур. Это открытые настежь в мороз ворота отапливаемого гаража. Или локальный нагрев обогревателем в тот же мороз. Неустойчивые материалы могут в таких условиях растрескиваться, деформироваться.
Выполнение таких требований продлит срок службы автомобилю, иногда сохранит здоровье или спасут жизнь владельцу.
Виды применяемых полов
Для устройства пола могут применяться такие основы:
Земляные полы
Бетонные полы
Брусчатка
Деревянные
Эти основы могут служить самостоятельно определенное время. Для большего срока службы нужна отделка (кроме брусчатки):
Наливные полы
Резиновые
Из тротуарной плитки
Из керамогранита
С кислотоупорной плиткой
Стальные полы
Земляные полы, щебень, асфальтовая крошка
Такие поверхности могут быть только временными на короткий срок.
Земляной пол в гараже, кроме временной бесплатности, преимуществ не имеет. Зато есть недостатки, которые даже содержат скрытую опасность:
Пыль в сухую погоду. Грязь, когда идет снег или дождь.
Если постоянно проводятся заправки и смена масла, то в одном месте грунта накопится неконтролируемое число смазочных материалов. Они способны спровоцировать пожар.
Зимой земляной пол холодный. Утеплить невозможно.
Машиной постоянно будут создаваться выбоины, которые требуется регулярно засыпать.
Для устройства земляного пола рекомендуется выбрать неплодородную часть грунта, чтобы не возобновлялся рост травы. Утрамбовать основу, укрыть для гидроизоляции геотекстилем или полиэтиленовой пленкой, гидробарьером. Потом засыпать неплодородным грунтом. Грунт подсыпается по 5 см, чтобы удобно было трамбовать.
Когда подойдет время устраивать нормальные полы, этот грунт придется снова вынимать.
Лучше после выборки плодородного слоя засыпать слой песка и щебня.
Эти утрамбованные слои послужат основой под бетонный пол. Временно там можно ставить машину. Но колеса будут разбрасывать щебень, его нужно ровнять. Неудобно ходить водителю. Крупный острый щебень будет повреждать шины.
Дешевая альтернатива щебню – асфальтовая крошка. Это вторичный переработанный асфальт с дорожного покрытия. Его стоимость составляет около 50-70% от цены щебня. Она зависит от вида крошки.
Более дорогая – снимается пластами с полотна, доставляется на завод, где разбивается на фракции щебня. Она более сухая, почти без битума. Как подушка под бетон подходит больше.
Крошка дешевле – снимается, размельчается фрезами на дороге и отправляется потребителю. Она мягче, имеет больше битума. При раскатывании более подходит на рыхлый асфальт. Идет на второстепенные, подъездные дороги. Будет удовлетворительным покрытием в гараже.
Из-за большого количества битума от нее будет много грязи. Убираться на ней, как на всех предыдущих покрытиях, тоже нельзя. Под бетон подойдет плохо. Жидкая часть бетона в нее не пройдет, не будет связи.
Бетонный пол
Это основной вид полов для гаражей. Обычно потом отделывается финишными покрытиями. Может долгое время эксплуатироваться без отделок. Для этого его обрабатывают специальными пропитками. Но пыль и впитывание влаги останется. Может так простоять годы. Убирать его в таком виде тоже трудно.
Бетон выбирается не зря. Высокая прочность служит многие десятилетия. Можно при желании менять покрытия, а он останется.
Его основные преимущества:
Выдерживает тонны веса, вибрации, ударные нагрузки. Уровень прочности регулируется его марками и классами.
Ровные поверхности. Возможность регулировать уклоны плоскости.
Морозостойкий, огнестойкий. Не реагирует на перепады температур.
Влагу частично впитывает, но не снижает от этого качества.
Доступная стоимость.
Возможность выполнить работы одному человеку, без особых навыков.
Минус один – холодный пол. Утепляется под финишным покрытием – недостаток нивелируется.
Остальное – временные трудности:
Сам по себе пылит, нужно обрабатывать. Но после качественных пропиток становится как зеркало.
Высокая трудоемкость. Много этапов тяжелой работы. Тратится время на набор прочности. Но эти трудности окупаются большим сроком надежной эксплуатации.
Нужна бетономешалка. Даже на один раз. Вручную мешать бетон очень тяжело. Это не просто раствор. Мешалку можно взять в аренду. Упростить задачу – заказать авто-миксер качественного готового бетона с завода.
Такие миксеры имеют разные объемы. Смесь из них можно успеть разровнять на полу вдвоем и уплотнить глубинным вибратором. Это еще одно необходимое устройство, которое можно взять в аренду.
Несмотря на временные трудности, подавляющее большинство выбирает такую основу. Прочная сама по себе, она позволяет потом положить любую отделку. Тогда общее покрытие служит много десятков лет. Можно менять отделку. Такая основа позволяет положить теплые полы, накрыть стяжкой или отделать керамогранитом.
Устройство бетонного пола
Первым готовится котлован – выемка грунта на определенную глубину. Глубина рассчитывается, учитывая пирог бетона, плюс будущую отделку (облицовку). Исходят из нужного уровня готового пола. Кто-то выбирает такой уровень вровень с выездной площадкой из гаража. Кто-то поднимает уровень.
Лучше, когда на выезде пол будет от 3-5 см выше готовой площадки перед воротами. Иногда поднимают выше, чтобы меньше копать в котловане.
Пол внутри должен иметь наклон к улице до 2% (2 см на метре).
Когда определились с нужным уровнем пола, эти линии с уклоном рисуются на боковых стенах. Линии отбиваются при помощи водяного уровня или лазерным прибором. На задней стене они соединяются горизонтальной линией.
Определяются с глубиной. В зависимости от типа и веса автомобиля, выбирают такие слои для бетонного пола:
Уплотненный грунт
Выравнивающая подсыпка из песка
Подушка из щебня 80-200 мм
Слой бетона с армирующей сеткой 100-150 мм
С известной толщиной каждого слоя считается толщина бетонного покрытия плюс слой отделки. Например, толщина плитки (керамогранита) с учетом слоя клея или толщина наливного пола. Если планируется теплый пол со стяжкой, добавляется его величина.
На вычисленную общую глубину всех слоев копается котлован от нарисованных на стенах линий.
В вырытом котловане трамбуется грунт. Идеальный для этого вариант – виброплита. Это стальная платформа около 0,5 м2 с загнутыми кверху краями, как у лыжи. На ней смонтирован вибрирующий механизм с бензиновым (дизельным) приводом. За счет вибрации уплотняет массы под ней, имея большой вес. Тянется за собой с помощью штанги с ручкой.
Другой вариант – каток ручной с весом около 50 кг. Самая простая трамбовка – из массивного бревна с ручкой сверху. Она малоэффективная, но отнимает много физических усилий и времени.
На утрамбованный грунт укладывается слой песка, тоже трамбуется. Трамбовать можно слоями не больше 5 см. Более толстые слои не будут трамбоваться на всю глубину.
На утрамбованном песке послойно насыпается с трамбовкой щебень.
На уложенную подушку можно лить бетон. Для заливки по уровню выставляются строительные маяки. Укладываемый бетон нужно будет ровнять по маякам с помощью правила. Поэтому они ставятся на ширину, меньше длины правила на 20 см, чтобы у него была свобода поперечного перемещения по маякам.
В качестве маяков можно использовать стальные трубы. Перед заливкой маяки нужно закрепить, чтобы бетоном они не сбились. Маяки чаще ставят по направлению заливки в сторону входа. Иногда ставят поперек. Так удобно делать, когда большой уклон. Тогда жидкий бетон не будет стекать в сторону уклона. Будет задерживаться на поперечных маяках.
Бетон укрепляется армированными сетками с проволокой 4-5 мм и ячейкой 150-200 мм.
Под тяжелые автомобили и грузовики нужно вязать сетку из арматуры 10 мм (вязальной проволокой). Армирующая сетка должна находиться у поверхности бетона (до 5 см). Поэтому ее нужно так укреплять. Во время заливки поправлять в нужное положение. Когда заливка бетономешалкой, есть время для корректировок.
Залив бетонного пола в гараже
Когда льется бетон из миксера, распределять его нужно быстро. Лучше делать с помощниками. Удобно работать с бетононасосом. Он забирает бетон от автомиксера. Его рукав можно направлять в нужное место, останавливать, переставлять. Так удобно и быстро. Есть малые мобильные бетононасосы – их собственники сдают в аренду.
На второй или третий день можно вытащить трубы, пока бетон не сильно схватился. Он уже застыл, но прочность будет набирать около 28 дней. Если поверхность еще мягкая, лучше передвигаться по доскам. Свежие штробы от вытащенных труб лучше заделать сразу жидким бетоном. Он хорошо схватится с общим слоем. После этого бетон нужно смачивать водой, накрывать пленкой. Через две недели он наберет 70% прочности, можно по нему свободно ходить. Через месяц после заливки поверхность готова к отделке.
Утепление бетона
Можно его утеплить твердыми плитами вспененного пенополистирола. На поверхность расстилается рулонная гидроизоляция – мембрана, пленка, рубероид. Раскладываются плиты утеплителя до 8 см. Сверху заливаются цементно-песчаной стяжкой.
Другой вариант – вместо плит утеплителя укладывать теплые полы с водяным теплоносителем (при наличии) или с электрическим подогревом.
Наливные полы
Их два вида. Один – это выравнивающие смеси (нивелир массы). Они сравнительно недорогие и выравнивают поверхность тонким слоем. По ним потом укладываются отделочные материалы.
Другой материал – наливные полы из полимеров. Дорогое финишное покрытие. Имеет массу вариантов расцветок. Предназначается для гаражей, крытых стоянок, складов, терминалов.
Их разновидности: полиуретановые, метилметакрилатные, эпоксидные, акрилово-цементные.
Они служат десятилетиями, особо прочные, влагостойкие, огнестойкие. Переносят морозы, жару, химические воздействия.
Резиновое покрытие для гаража
Их материал – резиновая крошка с клеем, модификатором, пигментами, подобные коврикам в салоне машины. Они монтируются на ровных твердых поверхностях. Выпускаются в виде рулонов или модульных плиток толщиной 2-12 мм. Плиты имеют качественные замки типа шип-паз. Легко монтируются. Имеют разные цвета. При необходимости любую часть легко заменить.
Их преимущества:
Высокая прочность
Стойкость к воде и химии
Отличная тепловая и звуковая изоляция
Отсутствует скольжение
Комфортность для ходьбы
Долговечность
Их минус – боятся ударных нагрузок и они дорогие. Зато их легко заменить на другой материал.
Плитка тротуарная
Применяется как покрытие и как самостоятельный материал. Имеет положительные качества:
Прочность для веса машины
Влагостойкая и огнестойкая
Красивый вид
Простота хода, монтажа
Недостаток – высокая цена качественной плитки. Выбирать лучше не гладкую, а шероховатую против скольжения.
Для укладки насыпается песок слоем 5 см, уплотняется. Покрывается щебнем до 10 см, тоже с уплотнением. Сверху покрывается еще раз песком, трамбуется. Дальше по уровню кладутся поочередно плитки. Заглубляются в песок. Щели между плитками засыпаются сухой смесью песка с цементом.
Вместо тротуарной плитки можно брать брусчатку. Она крупнее, прочнее, дороже. Подходит под крупнотоннажные автомобили. Бывает искусственной, как тротуарная плитка или из природного камня.
Тротуарная плитка может укладываться на бетонную основу. Тогда ей нужен только слой песка 5 см на бетон.
Керамогранит
Это покрытие считается недорогим. У него отличные характеристики, а кладется он быстро.
Кладется просто на бетон по его уровню уклона. Замешивается клеевая смесь по инструкции на упаковке. Клей мажется зубчатым шпателем на плитку и основание. Выравнивается по строительному уровню. Подбивается резиновым молотком. Укладывается с крестиками или без них.
Новичкам без опыта можно применять специальные системы выравнивания плитки. Они недорогие. Зато с первого раза получится ровная и качественная укладка.
На следующий день затираются швы, протирается поверхность.
Плитка из кислотоупорных материалов
Особый материал, используемый в промышленных цехах.
Ее преимущества:
Высокая прочность, влагостойкость
Выдерживает агрессивные воздействия
Не боится температурных перепадов
Минус – мало оттенков.
Деревянные полы в гараже
Этот материал не соответствует требованиям безопасности. Хотя у него есть плюсы:
Низкая стоимость
Простой монтаж
Экологические качества
Но минусов для гаража еще больше:
Горючий материал
Сыреет, гниет, заражается грибками
Впитывает горюче-смазочные материалы
Быстро вытирается
Даже после пропитывания составами, неудобство и опасность этого материала для гаража остается.
Покрытия стальными плитами и асфальтом применяются на промышленных предприятиях. Там для этого используется дополнительная техника с оборудованием.