Как сделать поделки из шин: креативные идеи и инструкции
Старые автомобильные шины могут стать отличным материалом для создания различных поделок и украшений. Из шин можно сделать мебель, цветочные горшки, кашпо, подставки для горшков и многое другое. Для этого необходимо немного фантазии, некоторые инструменты и время. Основные этапы создания поделок из шин – это очистка шин от грязи и пыли, разрезание на нужные части и их обработка. Некоторые проекты могут требовать использования сварки или клея. Но в целом, изготовление поделок из старых шин – это увлекательный и интересный процесс, который может превратиться в настоящее хобби.
Любая автомобильная шина изнашивается. Рано или поздно и легковые, и грузовые автопокрышки приходят в негодность, их заменяют на новые. По оценкам экологов, ежегодно в мире появляется больше миллиарда единиц старой авторезины. Индустрия переработки таких отходов не дает высокой прибыли, поэтому чаще всего старые шины откладывают в дальний угол или выбрасывают.
Вокруг всякого крупного города найдутся места, где отработанные автошины сотнями лежат под открытым небом, медленно разлагаясь. Такие свалки могут стать источником бесплатного материала, который еще в состоянии принести пользу.
Украшения для участков из старых шин – это законно?
До недавнего времени статус изношенной авторезины никак не регулировался законом. Валявшиеся шины в народе считали подходящим материалом для творчества, изобретая все новые варианты поделок.
Самые простые и популярные среди них – лебеди, медведи и прочие звери из разрезанных покрышек. В период СССР жители многоэтажек активно украшали ими придомовую территорию. До наших дней такие элементы ландшафтного дизайна – не редкость в садовых товариществах, во дворах микрорайонов.
Только в 2022 году Приказом Природнадзора РФ № 222 от 16.05.22 года в классификатор опасных промышленных отходов включили отработанные автошины. Сейчас за самовольную утилизацию их есть штрафные санкции – максимально 250 тысяч рублей для организаций или 2 тысячи для граждан. Так наказывают за сваливание, сжигание, закапывание в землю, когда в природу поступают токсичные вещества (фенолы, бифенилы диоксины, бензапирен).
Благоустройство мест массового посещения с применением старых шин тоже попадает под указанный запрет. Поэтому с 2022 года не рекомендуется устраивать детские или спортивные площадки, разбивать цветники и клумбы из отработанных покрышек на тех участках, которые считаются общественной землей.
Но такой потенциально полезный материал еще долго будет востребован на частных участках, дачах, садовых домиках. Альтернативой вторичному использованию автошин сегодня будет лишь их сваливание на мусорном полигоне. Там всегда есть опасность, что авторезина загорится, а токсичный дым сотен покрышек отравит воздух вокруг.
Некоторые из народных способов того, как применить бесплатное сырье, станут не просто украшением территории, но и принесут реальную пользу.
Покрытие для садовых дорожек
Даже полностью изношенный протектор автомобильной покрышки сохраняет базовые характеристики, ради которых он создавался – устойчивость к дождю и снегу, механическая прочность, невосприимчивость к порезам и износу. Если сделать из такого материала плоские ленты и уложить их на землю, то ходить по дорожке станет намного комфортней. Поверхность даже в сильный дождь совершенно не скользит. На ней не появляется грязи, а излишки воды стекают в стороны по неровностям.
Если недалеко от участка обнаружится свалка старой резины, то сырье окажется совершенно бесплатным. Достаточно немного труда на заготовку резиновой полосы.
Это делается следующим способом:
От старой покрышки отрезают боковины, оставляя лишь замкнутую ленту рабочего протектора. Это нелегкая работа, так как внутри находится каркас из прочной стальной проволоки или крепких полимерных волокон. Используют хорошо наточенный нож, способный перерезать металлокорд. Чтобы полотно ножа не застревало в резине, его постоянно смазывают водным мыльным раствором.
Можно механизировать отделение боковин, если использовать ручной электроинструмент. Для этого подойдет электрический лобзик с пилкой по металлу или реноватор – универсальный прибор с эксцентрическим приводом. На него ставят насадку из твердой углеродистой стали, по принципу действия схожую с лучковой пилой.
Полученную протекторную ленту поперечным резом превращают в полосу.
Заготовив нужное количество резиновых полос, можно приступать к мощению.
Почву, где будет устроена дорожка, плотно утрамбовывают. Если нужна большая стойкость к нагрузкам (для перекатывания колесной тачки, езды на велосипеде), лучше удалить верхний слой почвы и сделать подсыпку гравием, песком.
Чтобы удержать полоски протектора на месте, не давая расползаться, под их концами в землю вбивают короткие доски или бруски, на них фиксируют резиновый настил саморезами.
Когда укладку делают в несколько рядов, между полосами лучше оставлять разрывы шириной около 5 см. Через них прорастет трава, что сделает дорожку из резины красивее.
Старые колеса от грузовых машин намного сложнее в разделке, но из них получаются длинные и прочные куски протектора. На даче достаточно уложить их шириной в одну полосу, чтобы ходить по участку, не пачкая ноги.
Нескользящие ступени на лестницах
Если в доме есть высокое крыльцо или перепады рельефа потребовали сделать на дороге ступеньки, возникает опасность поскользнуться в дождь или при заморозках. Чтобы уберечь людей от травм, на деревянные или облицованные гладкой отделкой лестницы обязательно укладывают особые накладки. Чтобы не покупать их в магазине, можно использовать доступное сырье – старые автопокрышки.
Авторезину разделывают на полосы, отрезая боковины, аналогично подготовке покрытий для дорожек. От готовых лент вырезают ровные участки такой длины, чтобы полностью закрыть ступени или сформировать ровный ряд для ходьбы.
Прочно фиксируют такие накладки к основанию, используя саморезы или дюбель-гвозди.
Плинтусы
Если удалось найти на свалке покрышки с не полностью стертым протектором, его остаточный рисунок может стать неплохим декоративным узором в отделке нижней кромки стен для дачных, садовых построек. Практическая польза такой отделки – защитить материал от грязи, дождевых брызг, насекомых или грызунов. Резиновую полосу, которая раньше была протектором, удобно применить в надворных и вспомогательных беседках, домиках, загонах для животных.
Разделка покрышек на ровные полосы выполняется теми же приемами, как и для других работ. Боковины отрезают, ленту раскатывают в полосу, аккуратно равняют кромки. Достоинство полученного материала – он бесплатный.
Резиновая кровля
Старую шину разделывают на протекторную ленту, отделив боковины. От получившейся полосы отрезают фрагменты одинаковой длины, подбирая их по размеру и рисунку. Если накопилось достаточное число одинаковых резиновых пластин, их можно использовать как кровельный материал, аналогичный черепице.
Отработанная резина будет иметь небольшой изгиб по центру, что поможет плотнее соединять соседние пластины. По гладкой поверхности вода с крыши будет быстро стекать, не задерживаясь.
Заготовленные фрагменты крепят на обрешетку по технологии, аналогичной другим приемам кровельных работ.
Лестница из покрышек
Лестницы необходимы в горах, холмистой и пересеченной местности. Оборудованный склон намного удобнее для подъема из оврагов, на высокий берег реки и во множестве аналогичных мест. Обычные ступеньки, выкопанные лопатой в земле, очень недолговечны, даже если укреплять их края доской и прочим подручным материалом.
Старая авторезина окажется хорошим каркасом, чтобы собрать из них долговечную лестницу в самых сложных условиях – на влажном склоне, осыпях, у подходов к водоемам. Главное требование – собрать нужное количество покрышек, так как их понадобится немало.
Лестницу начинают строить с нижней ступени. Одну ее часть частично углубляют в склон. Внутрь покрышки сразу насыпают грунт или песок. Верхний слой засыпки лучше делать щебенкой или мелким гравием. Получается прочная площадка, пропускающая вниз воду. По таким ступеням ходить устойчиво и безопасно.
Вторую покрышку устанавливают сверху со смещением, формируя проступи. Их ширину лучше делать в интервале 20-35 см, чтобы обеспечить удобную ходьбу. Высота ступени создается шириной автопокрышки и отвечает принятым в строительстве нормам (15-25 см). После засыпки грунтом второй ступени сверху ставят третью и далее на всю длину подъема.
Когда уклон местности слишком большой, подъем устраивают с поворотами, аналогично маршам домашних лестниц.
На ровном участке тем же способом можно сделать горку в качестве аттракциона для детских игр.
Ограждение шинами
Скрепленные между собой старые шины могут служить надежным забором, если уложить их в несколько рядов друг на друга. Для прочности внутрь каждого слоя засыпают землю или песок, только потом укладывают следующий ряд. Между собой покрышки соединяют саморезами, вкручивая их в боковины шуруповертом.
Таким способом можно сделать надежную долговечную стену вокруг участка или использовать в роли опорной конструкции в местах с большим перепадом высоты.
Укладывая круглые шины друг на друга в шахматном порядке, получают между рядами небольшие горизонтальные площадки типа террас. На них можно посадить цветы, вьющиеся растения.
Садовый пруд
Непроницаемость резины для воды поможет применению старой автопокрышки как каркаса для небольшого водоема. Его можно создать в местах, где рядом нет природных прудов и рек, чтобы разнообразить участок, создать очаг для растений.
Нужно найти отслужившую шину, подходящую по диаметру. Некоторые модели покрышек для сельхозмашин и строительной техники имеют размер больше роста человека. Из них получится сделать полноценный водоем.
Но даже небольшая легковая покрышка может превратиться в уютный дачный элемент, если правильно ее применить:
Резину промывают от грязи, в особенности – от технических смазок и прочей химии.
Одну из боковин отрезают от протектора, используя электрический лобзик или острый нож. Эта часть покрышки станет верхом водоема.
Кладут шину в выбранное место и размечают ее внешний край. По нему выкапывают в земле яму задуманной глубины. Можно опустить покрышку в яму полностью или только частично, оставив бортик выше уровня почвы. В первом варианте советуют выпускать над грунтом участок 2-3 см высоты, чтобы отсекать атмосферные осадки от прямого стекания в пруд.
Дно ямы засыпают 20-сантиметровым слоем песка, который выравнивают по горизонтали и плотно утрамбовывают. В процессе уплотнения проверяют уровнем, не возник ли уклон, что нежелательно.
Шину опускают в подготовленное углубление.
Создают гидроизоляционный слой, чтобы вода не уходила в грунт. Для этого берут непроницаемый для влаги рулонный материал и бережно разворачивают его внутри покрышки. Лучше применять специальные мембраны для бассейна, но тогда теряется главный плюс отработанных покрышек – их бесплатность. Альтернатива – плотный полиэтилен для теплиц и парников, который найдется в запасе у садовода.
Чтобы пленка ровно лежала на дне, ее в нескольких местах придавливают тяжелыми камнями.
Края гидроизоляции оборачивают вокруг верхней кромки шины, утапливают в почву и засыпают сверху песком или щебенкой.
Края водоема выкладывают камнем или крупной галькой, чтобы сформировать берег. После этого под слоем гидроизоляции старая покрышка станет не видна.
Даже из небольших по диаметру шин можно сделать интересное сооружение, если расположить рядом несколько отдельных прудиков, объединив их протоками, сделав мостки. Изменяя глубину установки нижнего края, получится устроить каскад и даже соорудить на участке водопад.
Контейнер для мусора
Если положить одну на другую несколько старых шин одного размера, зафиксировав изнутри саморезами, можно получить функциональный предмет для дома или дачи – мусорный бак. Внутрь вставляют полиэтиленовый мешок подходящего объема, подбирают обрезок фанеры или железный лист в качестве крышки.
Чтобы контейнер выглядел законченной вещью, его можно покрасить снаружи любой эмалью.
Парковка для велосипедов
Если в доме есть двухколесный транспорт (велосипеды, самокаты), можно сделать интересную конструкцию для их стоянки. Несколько старых шин вкапывают на 2/3 в землю параллельно друг другу на небольшом расстоянии. В получившееся пространство можно вставить колесо велосипеда, который будет держаться в вертикальном положении. Мягкие кромки автошин не повредят спицы или обод.
Лебеди из шин и другие звери
Традиционным мотивом в народном видении прекрасного остаются привычные с советской эпохи лебеди, медвежата и прочее творчество из изношенных автоколес. Делать их легко, если заранее нанести на поверхность заготовки линии раскроя. Чтобы лебедь из шины получился аккуратным, его лучше вырезать по схеме или образцу:
Правильная разметка. Мелом рисуют на наружных поверхностях шины нужный контур. Боковины станут поверхностью крыльев, а из половины длины протектора выкраивают голову и шею с изящным изгибом.
Для поделки лучше подойдет импортная бескамерная шина, не содержащая металлического корда. Она мягче и проще режется. Раскраивают по меловым линиям вручную прочным ножом. От электрического инструмента резина начинает гореть и неприятно пахнет.
Режут шину небольшими участками сразу с обеих сторон. Если вначале полностью раскроить одну половину, то вторую окажется сложно удерживать при работе.
Вырезанную заготовку выворачивают боками наружу, придают поделке форму. Если отогнутые части не держатся в нужном положении – фиксируют их каркасом из стального прутка или полосы.
Всю поделку красят, добавляют мелкие детали.
По такой же технологии делают фигуры других птиц.
Если, не разрезая, поставить друг на друга вертикально две шины и скрепить их проволокой либо саморезами, получится каркас в виде восьмерки. Меняя отношение диаметров, дополняя элементами из подручного материала, можно сделать разных животных или сказочных персонажей.
Медвежата, снеговики, лягушки, зайцы и многое другое – список вариантов поделок из шин своими руками ограничен только фантазией!