Поделки из газетных трубочек: оригинальные идеи для творчества
Газетные трубочки – это простой и доступный материал для создания различных поделок и декоративных изделий. Из таких трубочек можно сделать игрушки, фигурки животных, цветы, браслеты, украшения для интерьера и многое другое.
Люди давно практикуют плетение из прутьев лозы, травы или корней. Этот набор сейчас разнообразят современные материалы из повседневного окружения. Развивать фантазию и совершенствовать мастерство теперь помогает бумага. Из нее получится сделать модели любой сложности, даже новогодние поделки из газетных трубочек!
Подготовка материала
В качестве исходного материала заготавливаются трубочки. Берутся газеты и журналы, а их страницы накручиваются трубками. Кроме самой бумаги, нужно приготовить банку клея ПВА, длинную спицу или жесткую проволоку. Их диаметр должен быть около 2 мм.
На этом этапе материалов пока достаточно.
Начинаем крутить
Для приготовления трубочек нарезается бумага газет или журналов на нужные куски. Нужно выдержать размеры одного порядка, с близкими пропорциями 1:3 и 1:4 – к примеру, 40х10 см, или 24х8 см. Размеры приблизительные. Нужно нарезать несколько таких кусков бумаги. Берется один кусок, и с угла закручивается вокруг спицы или проволоки. Оставшийся край закрепляется клеем. Достичь максимальной плотности скрутки можно, закручивая бумагу с углом 45 градусов в отношении со спицей. Такая трубка будет плотная, не перегибаясь при работе с ней.
Когда трубочка скручена и склеена, спицу можно вынимать.
Длина трубки небольшая, ее потребуется нарастить. При правильном скручивании у трубочки один край должен быть тонким, а другой расширенный, с открытой полостью внутри.
Такое строение удобно для наращивания. В широкий край одной трубки нужно капнуть несколькими каплями ПВА и вставить туда тонкий край другой трубки. После этого выдержать до высыхания клея.
Обработка разными способами вместе с покраской
Чтобы плетение было удобным и быстрым, трубочки можно прокатать простой скалкой. В плоском виде с ними работать легче, быстро протягивая сквозь ряды. Но так делать необязательно. Каждый выбирает себе способы, удобные для себя.
Бумага в своем натуральном виде с печатью нравится не каждому. Но можно ее покрасить. Так ее вид преобразится.
Лучше всего подходит акриловая краска. Она густая и не течет, хорошо укладывается и сочетается с бумагой. За короткое время высыхает. А главное – у нее отсутствует какой-либо запах. Большую влагостойкость ее покрытию придаст лак на той же акриловой основе. В него также добавляют пигмент для цветности.
Другим материалом для покраски может стать морилка водорастворимая, с влагостойкими свойствами.
Чтобы не тратить время на покраску кистями, применяют небольшой узкий лоток, чуть больший по длине на фоне трубочек. Достаточно в лоток с краской на секунду окунать каждый элемент, а потом раскладывать их на пленку, чтобы они сохли.
Работать с трубками можно, когда краска полностью высохнет. Но плести лозу из газет лучше будет, слегка увлажняя пульверизатором. Так они будут хорошо гнуться, принимая свою будущую форму.
Формирование дна – первый этап
Классически большинство плетеных изделий начинается формированием дна, даже если это самые простые поделки из газетных трубочек. Для рассматриваемого примера возможны два варианта его выполнения:
Использовать картон, приклеивая на краях стойки. Начинающим он покажется более простым и понятным. Потому что стенки плетутся легко, а придание формы дну намного тяжелее. Только стойки стенок здесь не будут выходить из плетения, а просто приклеиваются к картону. А чтобы их некрасиво торчащие края не были видны, сверху них наклеивается второй картон. Здесь угол организуется двойным числом трубочек (снизу и сверху). Или клеятся по обе стороны от угла на половину шага остальных стоек.
Дно плетется непосредственно из подготовленных удлиненных трубок. Они должны быть сращены из двух или трех отдельных труб. Этот способ повторяет плетение дна у лозы. Одиночные трубочки или их группы нужно переплетать между собой, формировать центральную часть. Часть длинных трубок идут дальше к краю, переходя в стойки. А часть переплетается в основе дна, увеличивая размер и формируя его форму – круглую или квадратную.
Формирование большого круглого дна
Оно лучше формируется, когда делать перекрещивание. Можно взять группы по пять элементов, а дальше переплетаться их. Их приминают, чтобы у дна не получилось слишком объемной формы. Для удобства работы, в местах пересечений трубки сразу промазываются клеем. Это место пересечений сразу становится расширенным, его еще раз приминают той же скалкой.
Дальше берется соломина и начинает обвязываться дно. Для этого соломина пропускается через три трубки. Название этого метода – «веревочка». Так проходится два ряда. Несколько рядов проходят через две трубки. Количество таких рядов будет длиться, пока форма дна устоится, станет равномерной. Последние ряды плетутся через одну трубку. Нужно следить, чтобы при плетении дна трубки разводились на одинаковом расстоянии. Так должно быть всегда при нормальном процессе плетения.
Переход с плетения дна на плетение стенок
Когда нужно переходить на стенки, трубки на основе должны перекрещиваться между собой. Так достигается устойчивость и надежность плетения. Для стен также используются продолжения рабочих трубочек, из которых выплеталось дно.
Дно с газетными трубками
Круглое дно можно выполнять еще более простым. Оно как раз подходит новичкам, потому что простое, но не такое изящное.
Изделие будет небольшим. Берутся восемь удлиненных трубок. Делятся надвое. Складываются друг на друга крестом. Прокатываются для уплотнения, чтобы место пересечения не так вздымалось. И тоже проклеивается, чтобы плетение с самого начала было устойчивым.
Далее берется правая крайняя трубка из тех, что нижние. Загибается и обводится вокруг трубок то наверх, то вниз. Вторым рядом плетется «веревочка» через одну трубку.
Дальше идет плетение по кругу с помощью именно этой трубки для наращивания необходимого размера дна. После этого начинается работа со стенками.
В рассмотренном случае получилось 15 стоек (из 16-ти трубок, одна из которых ушла на дно). Если бы нужно было больше, то добавлялись бы по ходу дополнительные трубки. Или бы бралось большее количество сначала.
Важно, чтобы основание дна было слегка вогнутым. Это нужно, чтобы изделие (корзина) устойчиво стояло на поверхности пола или стола. Для этого, когда сплетется в диаметре больше 8 см, нужно его в процессе работы периодически подталкивать руками или пальцами немного внутрь. Чтобы дно постепенно принимало ровную форму или еле заметно вогнутую. Постепенно в процессе работы форма дна будет стабилизироваться в том положении, которое ему задается.
Главное, не перебарщивать, а формировать постепенно.
Примеры схем для дна с разными формами
Плетение с круглой формой дна самое удобное для начинающих. Когда накапливается опыт, можно практиковаться с другими формами. Овальными, прямоугольными, многогранными. В эти разделы включены примеры нескольких схем, по которым можно любую из форм сделать более изящной и сложной:
Переплетение «шахматка»
Увеличение числа стоек
Сложные формы для мастеров
Когда плетется донышко, нужно максимально туго укладывать трубочки, подтягивая их. Также не должны сдвигаться спицы в сторону верха и низа. Это нужно для обеспечения надежной и качественной основы в корзине.
Переход от дна к стене
Это очень важное место. Когда вязалось дно, в нем нужно было оставлять длинные трубки, которые после окончания дна должны стать переходом в стенки.
Когда стенки планируются высокими, то трубки все равно придется дотачивать. Как делали до этого, вставляя узкий край новой в широкий край предыдущей трубки, а потом склеивая. Количество стоек определяется заранее. Их число должно быть нечетным. Тогда плетение будет удобным и правильным.
Когда форма дна сформирована, эти трубки перегибаются до вертикального положения. Когда их высота больше, чем заданная для изделия, они вверху временно обвязываются. В таком положении они будут находиться, пока закончат формирование стенок.
Именно первые ряды стенок жестко зададут форму перехода. А в дальнейшем нужно будет постоянно отслеживать диаметр или диагонали периметра стенок. Тогда форма изделия будет ровной, вертикальной и пропорциональной.
Стенки могут быть не вертикальными. Когда стенки планируется сделать плавно расходящимися наружу, для такого сложного решения нужно составлять схему. С длинами каждого ряда, отражающими пропорциональное расширение стенок (порядовка).
Газетные трубки в плетении стен
По мере накопления опыта в плетении все схемы становятся понятными. Опытный мастер, посмотрев на фотографию любого плетения, может воспроизвести такой способ или схему. Начинающим всегда советуют начинать плести самые простые узоры.
Самой простой является «веревочка». Следующим по сложности способом является «косичка». На их освоение не тратится много времени.
Прямое или простое плетение
Это самый простой способ. Плетется один пруток из любого места.
Веревочка или скручивание
Тренироваться осваивать технику сначала можно с помощью тренажера. Для этого подбирается плотный пенопласт (кусок небольшого размера) как подставка. В нем закрепляются толстые отрезки проволоки. Далее такой алгоритм:
Берутся две трубки и укладываются перекрестно между двумя крайними стойками. Одна спереди уходит на задний план, а другая с заднего плана выходит вперед. Вместо двух трубочек может браться одна, сложенная вдвое, начиная от любой стойки. Потом продолжается, как при двух трубках. Простая веревочка еще называется скручиванием.
Теперь первое пересечение придерживается с помощью одной руки. Другая рука загибает поочередно трубочки, проходя ними перекрестно следующий пролет – между второй и третьей вертикальной трубкой. Опять одна трубочка ушла спереди назад, а другая наоборот.
Дальше процесс повторяется в следующей паре и до последней стойки в ряду.
Один ряд веревочкой пройден. Таким плетением получаются плотные и ровные, прочные ряды. В этом способе важно, чтобы число стоек было нечетным. Такой ряд будет смотреться гармонично.
В этом узоре можно менять положение трубочек на старте, получая разновидность веревочки. Когда трубки выходят попарно сзади, выходя вперед следующей стойки, одновременно расходясь на той стойке в стороны. А другая широко расставленная пара спереди уходит назад между трубками первой пары. Такое плетение веревочкой получается попарно симметричное. Первое было асимметричное.
Кроме двух трубочек, в веревочке применяют три, четыре и пять прутьев. Это более сложные технологии. Но они формируют намного более прочные изделия. С большей жесткостью и надежностью. Они также и вносят разнообразие в рисунок.
Веревочка с двумя и тремя прутками
Эта схема более сложная и применяется для плетения переходов от дна к стенкам. Наиболее прочные плетения. Обеспечивают жесткий переход к стенам. Хорошо держат правильную форму периметра.
Обратное скручивание
Оно применяется для овальных оснований и препятствуют естественным скручиваниям материалов. Может применяться на боковой стенке для украшения стороны. Красивый узор, где прямое скручивание перемежается с обратным скручиванием.
Шахматка
В этом способе трубочки берутся парами одна над другой. Держа рукой эту пару сзади возле первой стойки, последовательно обводят ней вперед и назад остальные.
Вторая пара начинает движение выше первой и спереди первой стойки. По очереди проходит назад и вперед остальные, находится все время вплотную и перекрестно над первой парой. Получается постоянно попарно – одна спереди, другая сзади, а на следующей стойке наоборот.
Дальше берется следующая пара, плетется перекрестно предыдущей паре. И так до самого верха изделия.
Так плетутся лотки, корзинки, многие другие изделия. Но у шахматки получается менее прочное переплетение, чем у веревочки.
Если описанные два способа через несколько рядов комбинировать, получится красивая комбинация. Еще большее разнообразие внесется, когда применятся разные цвета. Из них можно устраивать узоры, так же как делать красивые пересечения разным плетением.
Переход между дном и стенками изделия
Когда стали понятны способы вязки стенок, нужно вернуться к окончанию дна.
Когда дно переплетено, нужно сделать плавный переход к стенам. При взгляде на перегиб стоек от дна вверх, станет понятно, о чем речь. Снизу, со стороны дна видно открытые перегибы. Первые три ряда плетения должны как раз аккуратно закрыть этот перегиб.
Можно применять ту же веревочку. Первый ряд веревочки обойдет перегиб снизу. Второй ряд обойдет угол перегиба. Третий ряд уже будет на стенке. Только эти три ряда не выполняются одинаковым проходом постоянно через ряд. Делается снаружи обход двух стоек, а изнутри обход плетением одной стойки.
Следующий ряд смещается на одну стойку вперед. После этого так же повторяется плетение через два элемента снаружи и через одну стойку внутри периметра.
Такое плетение перехода обеспечит более прочное удержание формы периметром.
Когда три ряда перехода пройдены, можно начинать полноценные стенки изделия любым из способов плетения. Обрезанные трубочки в трех рядах перехода нужно прятать так же аккуратно, как и по всей стенке.
Еще одно важное замечание. Когда изделие имеет замкнутый контур, то в нем нужно брать нечетное число стоек. Это связано с тем, что трубочка проходит стойки снаружи и изнутри. Если делать парное число, то круг не замкнется.
Как завершать работу
Все переплетения нужно аккуратно завершать. Каждую трубочку заканчивать и закреплять, убирая незаметно края. Так же должны завершаться и стойки.
Закрепление
Первыми закрепляются именно они. Их стараются прятать в ближайший переплет. Потребуется навык и даже мастерство. Для этого применяют спицу или длинную деревянную шпажку:
Отступив ниже на третьем или четвертом ряду, шпажка просовывается так, что выходит рядом с рабочей трубочкой.
Она перегибается, насаживается на шпажку. Затем шпажка аккуратно вытягивается к месту своего входа, увлекая за собой рабочую трубочку.
Теперь рядом с местом выхода (как можно ближе) рабочая трубочка обрезается. Так, чтобы ее срез был максимально незаметным.
Далее операции повторяются с каждой рабочей трубочкой. Каждый раз плетение поправляется так, чтобы срезы не были заметны.
В таком простом и надежном способе окончания элементов надежно фиксируются и зажимаются. Он хорошо осваивается начинающими.
Плетение краев основными приемами
Применяются несколько способов. Самым простым является тот, что применялся с рабочими трубочками. Только края загибаются внутрь. Просто, но не очень красиво, их видно изнутри. Более эстетичный способ – край «розга». Он тоже не является особо сложным для новичков.
Чтобы закрывать каждый край розгой, нужны вспомогательные трубки, шпажки или спицы. Первая стойка загибается в правую сторону до огибания следующей, выводясь за ней вперед. Теперь загибается в правую сторону внутрь следующая стойка и заводится за очередную за ней, выводя ее вперед перед корзиной. Так выводятся вперед три стойки.
Теперь берется крайняя левая (первая) трубочка. Перегибается вправо внутрь через загнутую вторую и за стоячей третьей. И из-за третьей изнутри выводится вперед и загибается. Теперь загнутая вперед за третьей, первая обрезается с остатком до 9 мм. Этот обрезок фиксируется загибанием ближайшей стойки (третьей) и прижимается ей.
Теперь в работе снова три загнутых трубочки – бывшие стойки. Снова берется крайняя левая загнутая трубка, процесс повторяется.
Последовательно формируется бортик, закрывающий верх заплетенных труб. Процесс повторяется до тех пор, когда остаются три стойки. Пара загнутых и последняя стоящая вертикально. Последний этап нужно выполнить особенно внимательно. Тогда начало и конец работы определить будет нельзя.
Завершение работы
Для последних трех незакрытых стоек нужно сделать такую же последовательность.
Вынимается вспомогательная трубочка или шпажка, которая начинала закрытие края.
Последняя тройка загибается вправо внутрь, только выводится вперед не сверху, а под первой уже загнутой стойкой. Для этого прибегают к помощи шпажки. Вытянутая трубочка обрезается.
Так протягивается вторая из трех оставшихся стоек. Оставшаяся третья и последняя тоже загибается. Заводится изнутри под ближнюю из уже всех загнутых и обрезанных стоек. Выбирается тот промежуток, где нет обрезанных стоек. Он должен оставаться один. Это промежуток под первой стойкой, с которой начинался процесс. Там последняя тоже обрезается. Как и все предыдущие, она прижата ближней загнутой стойкой. В данном случае это самая первая. Круг замкнулся.
Заключение
Обычные декоративные корзины или необычные поделки из газетных трубочек – ваше творчество ограничивается только фантазией! Усвоив принцип работы на простых моделях, быстро получится наращивать мастерство, создавая настоящие шедевры из бумаги.