Отопление гаража на тосоле: эффективное отопление без применения электроэнергии
Отопление гаража на тосоле является одним из наиболее распространенных и недорогих вариантов обогрева помещения. Тосол – это специальная жидкость на основе солей, которая не замерзает при низких температурах, что делает ее идеальным решением для отопления гаража в зимний период.
Нужно было провести отопление в гараже. Печки на угле или дровах производят много грязи, поэтому было решено сделать отопление в гараже на тосоле от электричества.
Установление отопления на задней стенке предпочтительно по следующим причинам:
Ограниченное пространство. Гараж слишком узкий, чтобы размещать что-нибудь на боковых стенах. По ширине автомобиль с трудом помещается в гараже. Даже двери нельзя открыть до конца.
Промерзание зимой. Боковые стены соприкасаются с другими гаражами, а задняя поверхность гаража находится на холоде. Она промерзает зимой, что приводит к развитию грибка. Покраска не помогает, потому что краска на стене не держится. Дополнительный подогрев стены должен помочь.
Для отопления задней стенки была выбрана прямоугольная труба длиной 6 метров. Поперечное сечение трубы составляло 6х8 см2, а стенки имели толщину 2 мм. При одинаковых размерах такая труба имеет большую поверхность, чем круглая. Помещение будет получать больше тепла. Чтобы не загораживать доступ в погреб, трубу надо расположить вертикально.
К регистру отопления привариваются крепления, с помощью которых можно зафиксировать трубу. Ножки крепятся анкерными болтами к полу, а упоры закрепляются на стене гаража. Это позволяет зафиксировать надежно систему отопления, но при этом ограничить нагрузку на стену.
В качестве нагревательного элемента был использован аристоновский ТЭН мощностью 1400 Вт, который оборудован терморегулятором. Нижнюю трубу следует укоротить, чтобы можно было ее снять без разбора регистра. Подключение ТЭНа к электрическому щитку осуществляется с помощью резинового кабеля через автомат.
В качестве переносчика тепла использовался этиленгликоль, который обладает большим тепловым расширением. Чтобы учесть это, верхняя труба была оборудована штуцером, через который был подключен расширительный бак. Соединение осуществляется с помощью резинового шланга, а в качестве бачка использовался бачок от автомобиля ВАЗ. Чтобы теплоноситель не испарялся, бачок был закрыт крышкой от обычной жестяной канистры, в которой хранят масло. Это было сделано, чтобы вредные пары этиленгликоля не попадали в воздух. На штуцере был установлен кран. Опыт использования показал, что можно было обойтись без крана.
Тосол в системе отопления гаража
Перед заливанием в систему этиленгликоля было проведено испытание с водой. Это позволило определить все течи. Давление в 4 атмосферы в регистре обеспечивалось автомобильным компрессором. После проведения тестирования регистр был окрашен, чтобы защитить его от ржавчины. Для этого использовалась краска ПФ-115 черного цвета. Внешне отопительный регистр выглядел хорошо, можно было приступать к приобретению теплоносителя.
Для заправки отопительного регистра нужно около 27 литров теплоносителя. После внимательного изучения характеристик различных теплоносителей выбор был выбран автомобильный антифриз красного цвета. Температура замерзания теплоносителя составляла -40 градусов. Было приобретено с запасом тридцать литров антифриза в пятилитровых и десятилитровых канистрах.
При заправке в системе поместилось 26 литров. В расширительный бачок была врезана пластиковая прозрачная трубка. Она проходит внутри бачка и достигает верхней трубы регистра. При заполнении системы теплоносителем через трубку выводится воздух. Можно было поступить по-другому и установить в верхней части регистра кран Маевского. Экспериментально было установлено, что при наполнении антифризом и работающем ТЭНе отопительный регистр издает больше шума, чем в случае наполнения водой.
Работа отопительного регистра
Система была приведена в действие при температуре на улице около -5 градусов (приблизительно такая же температура была и внутри гаража). На терморегуляторе была установлена температура 70 градусов. За 24 часа температура в гараже поднялась до двух градусов тепла. В первой декаде ноября температура опускалась до -10 градусов. В гараже температура при работающем отопительном регистре колебалась возле нуля. Нулевая температура в гараже в течение всей зимы является оптимальным вариантом.
Однако для достижения в гараже температуры около 15 градусов тепла в течение всей зимы требуются дополнительные усилия. Чтобы обеспечить комфортную температуру в гараже, нужно:
Обеспечить хорошую теплоизоляцию гаража.
Оборудовать гараж тамбуром. Это позволит не вымораживать гараж при заезде автомобиля.
Утеплить все гаражи в кооперативе. При организации отопления всех гаражей в кооперативе можно достичь лучшего результата при меньших затратах.
Есть и другие варианты отопления в гараже на тосоле. Получившаяся система может быть доработана. Регистр для увеличения эффективности работы может быть модернизирован. Если приварить к отопительному регистру дополнительно вертикальные трубы с тонкими стенками, то общая греющая поверхность увеличится. Воздух в трубах будет нагреваться и подниматься вверх. Эти трубы также должны иметь прямоугольное сечение. Можно также установить в трубы вентиляторы, чтобы ускорить теплообмен.
Общие затраты на организацию отопительной системы
Недавно трубу можно было купить за 2200 рублей, но цены постоянно растут. На строительном рынке удалось приобрести ТЭН за 1200 рублей. В общей сложности 700 рублей ушло на крепеж, краны, прокладки и штуцеры. На приобретение антифриза потребовалось 1800 рублей. В автомобильном магазине был куплен бачок омывателя для ВАЗ. Его удалось купить за 100 рублей. Дренажная трубка была сделана из водного уровнемера (его стоимость 300 рублей). Удалось сэкономить на сварочных работах, воспользовавшись услугами знакомого. Он не взял денег за работу. Суммарные затраты составили всего 6300 рублей.