Выбор краски для радиаторов может быть непростым делом. Необходимо учитывать множество факторов, включая тип поверхности, предназначение помещения, производителя и бюджет. При выборе краски для радиаторов необходимо принимать во внимание прочность, гигроскопичность, прочность к перепадам температуры и другие характеристики. В этой статье мы рассмотрим основные принципы выбора краски для радиаторов, а также предоставим полезные советы по подбору правильного варианта.
Если нужно обновить батареи или просто захотелось добавить необычный акцент в интерьере, то нужна краска. Какую выбрать, чтобы она не облупилась через неделю, узнаете из этой статьи.
Какие батареи можно красить, а какие нельзя?
Существуют ли радиаторы, которые красить дома нельзя? Таких нет. Но из соображений здравого смысла никто не станет красить новый радиатор, а также конверторные пластинчатые решения. Обычно красят старые, потерявшие вид устройства, цвет которых потускнел, а срок эксплуатации закончился или близок к завершению. Ребристые чугунные отопительные приборы и панельные из стали окрашивать можно.
Домашняя покраска не имеет ничего общего с промышленной. На заводе при производстве радиаторы обрабатывают порошковой краской, сушат в печах, нагревая до 300 градусов. Поэтому результат получается идеальным и в разы более долговечным, чем при домашней покраске.
Чтобы получить самое ровное окрашивание радиатора, надо:
Купить готовые батареи нужного цвета
Заказать покраску в автосалоне
Заказать порошковую покраску дома
Выбор краски для радиаторов отопления
Разбег значений нагрева батарей в нашей стране очень широкий. Даже за один день она может нагреваться до высокой температуры и остывать до ледяного состояния. Поэтому для покраски важна термостойкость покрытия, выдерживающие температуру поверхности выше 90°С. Краска обязательно должна быть подходящей для металла.
Подойдет краска с маркировкой «Для труб и радиаторов» или составы, в разделе области применения которых встречаются батареи, трубы. Универсальные многоцелевые составы хороши, но в случае покупки специализированного материала риск неудачного результата меньше.
Смотрите не только на бренд, написанный крупным шрифтом, но и на этикетку с местом производства. Если данных об адресе нет или они не соответствуют бренду, лучше воздержаться от покупки, есть риск подделки.
Краткие требования к краске для радиаторов:
Термостойкость от 80 градусов
Соответствие ГОСТ
Отсутствие токсичных веществ в составе
Антикоррозийные добавки
Влагостойкость
Высокий уровень теплопроводности
Скорость высыхания
Высокие адгезивные свойства
Виды и отличия
Краски для батарей изготавливаются на разной основе. Важна долговечность нанесенного покрытия, отсутствие резкого запаха, неизменность цвета с течением времени. Немаловажен и критерий токсичности, безопасности для здоровья и вреда окружающей среде.
Алкидная эмаль
Основное свойство алкидной эмали – способность образовывать на окрашенном объекте стойкую глянцевую пленку. Алкидная эмаль достаточно прочная, срок службы такого покрытия при условии верной подготовки, предварительного обезжиривания и грунтовки – 4 года и более.
Есть три вида алкидной эмали:
Алкидная эмаль на основе органических растворителей
Алкидная эмаль на водной основе
Алкидная эмаль на кремний-органической основе
Первая группа (из органических растворителей) отличается характерным запахом. Покрытия этого типа смешиваются на основе одного базового цвета (белого). Новые цвета получаются путем добавления различных колеров, например, ПФ-115. Чем выше температура использования, указанная на упаковке красителя, тем шире область использования.
Вторая группа (на основе H20) – имеет менее резкий запах. Стоимость эмали от 300 до 600 рублей за литр. Не все алкидные краски на водной основе подойдут для радиаторов, нужно внимательно читать этикетку или проконсультироваться с продавцом. Если необходимо купить белую краску для батареи, нужно исключить составы с мелом, так как при нагревании он становится желтым. Для радиаторов в качестве пигмента используются титановые белила, что увеличивает цену, но обеспечивает результат.
Третья группа (на кремний-органической основе) выдерживает нагрев до 600 градусов выше 0. Эмалями этой группы можно обрабатывать даже печки.
Все алкидные эмали выпускаются в ведрах или металлических банках различного объема. Как правило, до 3 литров фасуют по жестяным банкам, до 25 л – по ведрам. Нанесение производят валиками, кистью, краскопультом.
Плюсы алкидной эмали для батарей:
Выдерживает нагрев до 100 градусов
Устойчивость к механическим повреждениям
Не меняет цвет
Маленький расход
Цена
Отдельный тип алкидной эмали – молотковая. С его помощью можно создавать яркие эффекты, реализуемые благодаря красящим пигментам. Это фактурное окрашивание позволяет привнести нотку чего-то нестандартного в интерьер и скрыть неровности поверхности, придать объем окрашенному объекту. Еще одно преимущество молотка – покрытие не требует шлифовки.
Плюс этой эмали на водной основе с полиакрилатами – практически полное отсутствие запаха. Но, хоть ее и не учуять, вред органам дыхания покрытие все же оказывает при длительном вдыхании. При работе с ней следует тщательно проветривать помещение для удаления вредных паров.
Сфера применения акриловых эмалей включает покрытие фасадов, стен в интерьере, роспись помещений. И только акриловая эмаль по металлу, диапазон температур которой от 70 градусов, может применяться для окрашивания батарей. Поверхность, окрашенная акриловой краской, блестит, напоминает пластик. Этот тип краски создает эластичное, не трескающееся, полуглянцевое покрытие. Форма выпуска акриловой эмали, как правило, ведра.
Плюсы акриловой эмали:
Ровно наносится
Термическая устойчивость
Низкий расход
Эластичная структура
Легко очищать, мыть
Цена
Минус состава – требует сложной многоэтапной подготовки поверхности (удаления ржавчины, выравнивания, обезжиривания, грунтовки). Пропустив этап удаления ржавчины, можно вскоре заметить, как на радиаторе сквозь белый цвет начинает проступать некрасивая рыжина.
Есть и исключения, не требующие грунтовки, например, Акваметалик (до 350 рублей за литр). Таким покрытием можно красить даже чугун.
Порошковый тип – прочный и, естественно, долговечный. Он переносит сильные повреждения, что делает его отличным выбором для радиаторов. Наносятся порошковые краски специальным инструментом (пистолетом-распылителем). Понадобится источник тока низкого напряжения и условия для сильного нагревания объекта окрашивания.
Технология такая: порошок получает положительный заряд, окрашенная часть – противоположный. Затем состав нагревают, порошок полимеризуется, что создает пленку. Так как температуры, требуемые для осуществления полимеризации, могут достигать 350 градусов, в домашних условиях выполнить процесс не представляется возможным. Но в автосалонах применяют именно этот тип покраски, так что можно попробовать обратиться в салон обслуживания автомобиля, чтобы там выполнили индивидуальный заказ и покрасили батарею.
Масляные краски
Плюсов у этого типа покрытия меньше, чем минусов. Именно масляные составы использовались для окрашивания большинства старых батарей.
Плюсы масляных составов:
Выбор цветов
Равномерное нанесение
Прочность, влагостойкость
Можно выделить такие существенные недостатки масляной краски для радиаторов:
Едкий запах, который очень сложно выветрить
С годами склонна к растрескиванию
Цвет может непредсказуемо измениться
Поверх такой краски невозможно качественно нанести новую
Из-за перечисленных минусов сегодня этот тип окрашивания уже потерял актуальность, уступил место более современным.
Краска в баллончиках
Аэрозоли получают все большее распространение: их удобно наносить, они обеспечивают быстрый и качественный результат. Важно при выборе краски в баллончике обратить внимание, какой температурный режим указан на этикетке. Стоит сразу закупить много бумаги или газет, чтобы покрасить только желаемую площадь.
Совет. Используя краску в баллончиках для батарей, не останавливайтесь на одном месте долго.
Техника окрашивания проста, но без опыта покрасить батарею в первый раз будет сложно. Нужно распылять ее быстро, равномерно, не ближе, чем на 20-сантиметровом отдалении. После первого слоя следует подождать, затем нанести второй, третий или больше. Равномерность нанесения обеспечивается постоянным изменением направления струи. Первый слой наносят штрихами по вертикали, второй – по горизонтали, далее чередуют.
Примеры брендов: Vixen, KUDO, ЭТЮД.
Серебрянка
Если батарею хочется сделать в оттенке металлик, серебрянка подойдет. Это термостойкий лак с добавлением алюминиевой пудры. Такой состав обладает феноменальной термостойкостью (до 400 градусов), может служить до 10 лет.
Плюсы такого материала:
Устойчива к влажности
Не меняет цвет
Не склонна к коррозии
Высокая скорость высыхания
Цена
Проста в уходе, можно мыть
Силиконовая краска
Краску на силиконовой основе для радиаторов выбирают нечасто из-за стоимости выше среднего. Но технические характеристики у него одни из лучших.
Плюсы силиконовой краски:
Термостойкость до 500 градусов
Может прослужить 5 лет и более
Устойчивость к механическим повреждениям
Эластична при расширении и сжатии
Эстетически безупречна, создает ровную поверхность
Глянцевая или матовая
Чугунный радиатор можно покрасить глянцевой эмалью, но ничего хорошего не получится: она лишь подчеркнет его неровность. Любая глянцевая эмаль подчеркнет шероховатый материал.
Матовые эмали могут скрыть шероховатости, но они хуже держат первозданный белый цвет. Со временем он сереет от пыли. Поэтому дизайнеры интерьеров рекомендуют окрашивать радиаторы не в стандартный белоснежный цвет, а в тот же оттенок, что и стены. Любители экспериментов могут выбрать оттенок, контрастный к оттенку стен. Оттенки металлик (золото, серебро, алюминий) выглядят одинаково эффектно в матовом и в глянцевом варианте.
Если все же не хочется отказываться от глянца, можно просто разровнять сам радиатор. Осуществляют это с помощью наждачной бумаги.
Совет. Многие забывают об очевидном, что нельзя красить горячие батареи. Это не пойдет на пользу ни одной краске.
Порядок покраски батареи
Для окрашивания батареи нужно приготовить все необходимые материалы: краску, кисти, защитную бумагу, газеты, подходящую одежду. Потребуется две кисти: обычная и с искривленной ручкой.
Первый шаг:
Подготовка. Застелить пол и окружающие предметы мебели защитной бумагой или газетами. Распушить кисти. Обезжирить поверхность радиатора.
Второй шаг:
Внутреннюю часть радиатора красят изогнутой ручкой. Чтобы не испачкаться, правшам следует красить поверхность по направлению справа налево.
Третий шаг:
Внешнюю поверхность покрасить точно так же. Первый слой может быть неидеальным, с проплешинами. Дать высохнуть на 100%.
Четвертый шаг:
Нанести второй слой в направлении вверх-вниз. Высушить.