Декупаж для начинающих: создавайте красивые декоративные предметы своими руками
Декупаж – это искусство трансформации предметов из вторичного использования в новые и интересные предметы декора. Это процесс превращения старых вещей в новые и красивые предметы для дома. В этой статье мы расскажем о декупаже для начинающих, предоставим практические советы и подскажем, как начать свое путешествие в мир декупажа. Вы узнаете, как правильно подбирать материалы и инструменты, а также как применять различные техники декупажа.
Декупажем называют декорирование поверхностей ажурными вставками рисунков и картин, фигур или орнаментов. И дальнейшее покрытие таких общих композиций лаками и красками для их сохранения. Фигуры дополняются остатками материала для создания фона. Декупаж – частный технический прием аппликаций. Не путать его с мозаикой и инкрустацией.
Возникновение направления относят к Германии 15-го века. Там оно впервые упоминалось. В том же 15-м веке он упоминался в Китае. Вырезанными картинками придавали необычный вид мебели. Создавали уникальный декор на интерьерных предметах. Далее этим прославилась Венеция. Где вырезанными изображениями украшали предметы, покрывали обильными слоями лаков. Техника была модной при короле Людовике XVI.
Второе возрождение началось в викторианской Англии. Еще один этап, как хобби в двадцатом веке. Первая его половина, в Америке. В России всегда существовал свой стиль. Более изысканный – иконопись. Декупаж развивался как таковой до восемнадцатого века. В русской иконописи техникой (кроме классической) скрупулезно вырезались искусные изображения на коже, дереве, ткани, бумаге. Потом наклеивались на дерево иконы.
В Европе этой техникой увлекались многие знаменитости. Даже художники, например, Пикассо и Матисс.
В современности она вошла в моду для декорирования сумок и шляп, элементов украшений и посуды, для оформления одежды.
Декупаж сейчас интересен как вариант развития творчества и стиль дизайна. Набирает популярность аппликация салфетками и тканями на поверхностях.
Техника и виды декупажа
Техника состоит в вырезании фигур из мягкого материала (бумаги, ткани, салфеток) и приклеивании или переводе изображения на твердые материалы. В технике распространено применение трафаретов и шаблонов для вырезания, переводов изображений для аппликации. Нанесенные аппликации покрываются для сохранности лаками в несколько слоев.
Среди их видов распространены декупажи:
Прямым (классическим) методом
Обратным
Объемным
Дымчатым (художественным)
Декопатчем
Для самостоятельного освоения следует запастись клеем, кистями, лаком и салфетками, ножницами.
Начало работ по декупажу
Начинаются работы с заготовки оснований и материалов.
Основания
Для основ подходят любые слабо впитывающие поверхности. В качестве таких оснований применяются материалы:
Дерево при любой его обработке. Может быть пропитанным или нет. Может шлифоваться, краситься, лакироваться. Работы должны проводиться заранее. Для экономии времени можно взять необработанный материал.
Фанера с обработкой и без нее.
Пластик с разной текстурой. Разной степени гладкости. Окрашенный и неокрашенный.
Изделия из фарфора и фаянса.
Эти материалы непористые. Их поверхность должна быть гладкой. Подходят разные изделия и предметы мебели из таких материалов. Могут покрываться двери и элементы интерьера. Стеклянные поверхности в дверях и мебели.
Инструменты для декупажа
Выбираются ординарные предметы для работы:
Остро заточенные ножницы малого размера. Они могут быть канцелярскими, маникюрными, медицинскими. Лучше выбрать несколько экземпляров разной формы.
Набор кистей разного назначения и формы:
Аппликации малых деталей выполняются плоскими кистями малого размера 0,8-2,5 см. С тонким искусственным ворсом. Такие кисти удобно подходят для нанесения клеев и лаков.
Акриловые краски хорошо наносятся поролоновыми губками. Они отлично подкрашивают поверхности малыми порциями. Губки создают шершавую текстуру. Для гладкой текстуры применяются кисти большего размера. Подходит круглая и плоская форма. Размер подбирается пропорционально размеру изделия.
Детали прорисовываются тонкими художественными кистями. Их ворсинки заостряются на конце кисти.
Плоскости большого объема покрываются валиками разных размеров. Ширина захвата таких валиков нужна в несколько сантиметров. Они равномерно раскатывают первый слой лака на основе. Создают основу для дальнейшей работы. Не подойдут большие валики для отделки стен.
Необходима палитра. На ней смешиваются краски для нужного оттенка. Фирменные палитры стоят дорого, поэтому используют приспособления. Достаточно взять небольшую фанеру. Подойдет лист ровного пластика или крышка. Удобной палитрой выступит разовая тарелка.
Необходимо подготовить расходные материалы. Из них будут выполняться аппликации фигурами. Это материалы нужны для подготовки основы и для защиты. Понадобится следующее:
Водорастворимые акриловые лаки. Акриловая основа лака лучше других. Не подойдут водно-дисперсные. Акрил не создает запаха. Его цвет не тускнеет долгое время и не выгорает. Важен выбор его наполнения. Он бывает прозрачный или с эффектами. Разные эффекты добавляют блестки или старят изделие. Создадут разный глянец или мат. Добавят текстуру полутонов. Дешевый вариант лака – для строительных работ. Дорогой вариант – специально для декупажа с художественной специализацией.
Краски с акриловой основой. Они нужны для дорисовки. Ними подкрашиваются рисунки для общего фона. Создается единая картина.
Набор наждачных бумаг. Выбираются номера со средними и мелкими зернами. Они дадут разную степень зачистки. Разные поверхности требуют разной степени обработки. Первоначальное шлифование деревянных поверхностей выполняется бумагой с зернами 250-400 номеров. Финишная доводка обрабатывается бумагами с зерном 600-800. Более мелкие наждачки удобно применять со шлифовальными машинами. Огрехи текущей работы убираются также наждачными бумагами. Это делается после высыхания поверхностей.
Клеи можно покупать в магазине канцелярских товаров. Специальные магазины для творчества предлагают особые декупажные клеи. Клеи для художественных товаров стоят дорого. Дешевле приобрести клей ПВА.
Грунтовка нужна для подготовки основы. Она пропитывает деревянную основу. После нее краска и лак получают отличную адгезию к поверхности.
Шпатлевка для деревянных поверхностей. Она заделает все трещины и неровности в дереве. Хорошо совмещается с деревом. Создает однородную поверхность.
Это были материалы для обработки декупажа.
Декупаж салфетками и бумагой
Работы выполняются с помощью салфеток и бумаги, на которых нанесен рисунок. Именно они будут клеиться на поверхности. Выбираются следующие материалы:
Салфетка трехслойная или двухслойная. Именно она используется с рисунками. Выбирается для работы верхний слой с рисунком. Остальные слои уходят для других нужд. Салфеточный слой тонкий и деликатный. Он не должен растягиваться и пузыриться. Для этого нужна сноровка. Клей должен мягко ложиться на слой, не топорщить его. При аппликации салфетку с рисунком аккуратно разглаживают. Их стоимость от 15 рублей за упаковку.
Рисовая бумага для декупажа. В их основе лежат тутовые или рисовые волокна. На них нанесен рисунок. С таким эластичным материалом легко работать. Он не тянется, как тонкие салфетки. Не поддается деформации, когда работает с водными составами. Листы рисовой бумаги продаются в форматах А4 и больше. У них разная плотность на выбор. Такой эффективный материал стоит дороже салфеток. Но затраты оправданы. С ним получаются отличные аппликации. Цена одной карты 70 рублей и больше.
Декупажные карты на обычных бумагах. Это бумажные листы разной плотности. На них нанесены купажные рисунки. Обычная бумага тоже не тянется при наклеивании. Она стоит вдвое дешевле рисовой бумаги. Но дороже салфеток. Цена бумажной карты с рисунком больше 35 рублей.
Распечатка на принтере любого рисунка. Такая печать дешевле карты на бумаге. Зависит, где печатать. Но печатается любой выбранный рисунок.
Отпечатки на фотографической бумаге. С отпечатков удаляется нижний бумажный слой. Остается тонкий фотографический слой. На аппликации он дополняется специальными пастами. Пасты создают объемность изображения.
Приемы салфеточного декупажа
Они выполняют главную цель – украшение поверхностей рисунками. Вся работа корректируется по ходу исполнения. Все зависит от рисунков и поверхностей.
Первые работы выполняются с крупными рисунками. Отсутствие мелких деталей облегчает работу. Крупные фрагменты проще вырезать и легко приклеивать. По ходу накопления навыков работу можно усложнять. Когда приобретается определенное мастерство, начинается с объемным декупажем. Для этого применяется специализированный кракелюрный лак.
Процедуры подготовки
Перед салфеточной аппликацией готовится основание. Этот этап несложный даже для начинающих. Поверхность основы должна быть ровной и гладкой. Неровности, трещины и выемки нужно заровнять. Для этого применяется шпатлевка с наждачной бумагой. Шпатлеванная и зачищенная поверхность грунтуется. Грунт выбирает для материала основы. Прогрунтованная поверхность окрашивается в белый цвет.
Белая краска на основе нужна обязательно. Она создаст фон основе. Ведь салфетка полупрозрачная. А на белом фоне рисунок салфетки ярко выделяется. Если выбирать темный фон, рисунок салфетки будет блеклым. Поэтому белую краску нужно наносить на любую основу. Даже на пластик и на керамику. Для устойчивого фона нужно нанести много слоев.
Процедуры с салфеткой
С салфеткой проводятся такие манипуляции:
На плоскую поверхность салфетка клеится в целом виде.
На выгнутой плоскости салфетка клеится фрагментами. Выбираются части и вырезаются для наклеивания. Салфетка вырезается так, чтобы сохранялись детали рисунка.
Способы приклеивания
В процессе работы выбирается способ приклеивания. Это зависит от поверхности. От ее ровности и от плотности. Для приклеивания используются следующие материалы:
Лак акриловый
Специальный клей
Поливинилацетатный клей ПВА
Клей в виде карандаша
Поклейка яичным белком
Лак для тонкой салфетки выступает как клей. Когда салфетка высохнет, она станет монолитным слоем. Вероятности изменить состояние не будет. То же произойдет с поливинилацетатным клеем. Такой клей является самым экономичным. Перед применением его разводят. Пропорции разведения водой 1 к 1. Они могут меняться на усмотрение мастера. Пропорция выбирается по степени густоты клея. Если клей станет водянистым, салфетка быстро намокнет. На густом клее она тяжело наклеивается. Трудно уловить детали приклеивания. Поэтому консистенция выбирается мастером.
Для приклеивания от салфетки отделяется цветной слой. Клеиться будет именно он.
Клеить карандашом удается малые фрагменты. Он более сухой. Но в работе с карандашом нужно следить за равномерностью слоя. Нельзя допускать пузырей и складок. На шероховатых поверхностях такой клей сглаживает детали.
Яичный белок – специфический материал. Им легко клеить. После застывания он становится монолитом с картинкой.
Каким инструментом наносится клей
Для приклеивания выбирается кисть средних размеров. Она нужна для равномерного распределения клея по плоскости. Исключение только для клея карандаша. Он наносится самостоятельно из тубуса. Клей в карандаше более вязкий. Им клеить тяжелее. Трудно уловить мелкие детали. Для них подойдет кисть с клеем ПВА или белком.
Новички пытаются работать пальцами. Это не гигиенично и не практично. Вымазываются руки и сам материал. Разглаживать салфетку на поверхности труднее. Кисть подходит идеально. Выбирается плоский инструмент. Она равномерно накладывает клей. Легко разглаживает складки материала. Можно применять две кисти. Одна для нанесения клея, а другая для разглаживания.
Приклеивание салфетки происходит двумя техниками:
Клей наносится на основание. Тонкая салфетка просто прижимается на клей и разглаживается. Выдавленные излишки клея убираются губкой. Так чисто и аккуратно. На основание можно наносить жидкий ПВА и густой клей из карандаша. Клей из карандаша вязкий. Для его нанесения нужно твердое основание.
Мажется клеем салфетка. Наливается порция клея на середину и распределяется по краям. Затем салфетка с клеем прижимается к основанию. После этого разглаживается. Нельзя допускать пузырей и складок. Такой способ не подойдет для карандашного клея. Он густой, а карандаш просто сомнет тонкую салфетку. Это стоит попробовать один раз. А разводить карандашный клей невозможно. Часто от карандаша остаются складки. Они образуются неравномерным слоем. Жидкий клей разглаживать легко.
Из двух техник видно, что удобной является первая. Она подходит для деликатной салфетки. Саму салфетку намазывать клеем тяжелее, а карандашом лучше этого не делать. Она просто порвется.
Главное для мастера – не допустить складок и пузырей.
Декупаж клеем и утюгом на ровных поверхностях
При аппликации ровных поверхностей предоставляется большой простор для фантазии. Здесь не нужно разгонять пузыри и складки. Сначала на саму поверхность наносится любой клей. Карандаш или поливинилацетатный ПВА. Клей равномерно распределяется по плоскости. Разглаживаются бугорки. Не нужно допускать дорожек или наслаивания соседних слоев. Когда клей равномерно распределен, его сушат. Ускорить сушку можно феном.
После полного высыхания клея начинается декупаж утюгом. На высохшей поверхности клея раскладывается салфетка. Равномерно разглаживается рукой. Сверху на салфетку кладется бумага для выпекания. Она прижимается горячим утюгом и разглаживается.
Плотная бумага для выпекания нужна, чтобы утюг не прилипал к салфетке и клею. Высохший на поверхности нагреется и пропитает тонкий слой салфетки. Дополнительно он разглаживается. После этого получается ровное изображение.
Когда салфетка приклеится, она сверху еще раз промазывается клеем. Окончательно сушится.
На этом аппликация утюгом закончена.
Это был легкий способ декупажа для начинающих.
Файл с водой и клеем
Этот способ для декорирования большими рисунками. Рисунки вырезаются заранее.
Файл выбирается более плотный. На середину файла наливается небольшое количество воды. В воду укладывается вырезанный рисунок. Он кладется изображением вниз. После этого все расправляется. Из файла выгоняются пузыри и расправляются складки. С водой это делается легко.
Разглаживать нужно тщательно. Фрагмент должен хорошо прижаться к файлу. Потом файл приподнимается и сливается вода. Фрагмент остался зажатым гладкой пленкой. Его легко примерять к месту аппликации.
Когда место выбрано, файл прижимается. Пленка с рисунком разглаживается. Нужно прижимать плотно, чтобы добиться прилипания салфетки к основе. Нужно приглаживать пленку и приподнимать край. Таким образом, чтобы салфетка оставалась на поверхности.
Постепенно пленка снимается, а салфетка остается на основании. Она еще раз разглаживается. Убираются пузырьки и неровности.
Прилипшая салфетка промазывается жидким клеем. Здесь лучше подходит разбавленный ПВА. Когда он высохнет, наносится защита лаком. После высыхания лака этот процесс закончен.
Это был еще один декупаж для начинающих.
Секреты начинающим мастерам
Это разные уловки, позволяющие быстро добиться ровной поверхности:
До работы обрезанные рисунки увлажняются пульверизатором. Влажная салфетка растянется. Высохнув, она не сможет сжаться. Ее нужно проглаживать, чтобы не покоробилась. После этого с ней легко работать. Дальше работа проходит как обычно.
Рисунок смачивается с помощью акрилового лака. Тоже применяется пульверизатор. Салфетка будет жесткая. Не будет тянуться. Теперь она мажется клеем и клеится на поверхность. Основа тоже мажется клеем. Так фрагмент легко приклеивается.
Проще положить сухую салфетку на основу. Потом промочить и промазать клеем.
Устранение погрешностей
Когда декорация выполняется отдельными фрагментами, то края разглаживаются кистью. Где цвет получился неоднородным, место подкрашивается. Разводится краска с нужным оттенком. Прокрашиваются места, которые просвечиваются на основе.
Когда поверхность подсыхает, кистью дорисовывают детали. Их делают яркими и четкими.
Дальше оформляются края рисунка. У части рисунка они обрезаются. Бока срезов подкрашиваются. Другие края салфетки можно завернуть к тыльной стороне и приклеить.
Потом изделие сохнет. Ускорить можно феном, но не пересушить. Обнаруженные неровности устраняются наждачной бумагой.