Решение проблемы газового котла, задуваемого ветром: правильный выбор и установка
Газовый котел задувает ветром – это проблема, которая может привести к повреждению котла и потере энергии. В этой статье мы рассмотрим причины проблемы и предложим решения, которые помогут избежать подобных сложностей в будущем. Мы также рассмотрим преимущества и недостатки использования газового котла и приведем примеры правильной установки и использования газового котла.
Часто случается ситуация, когда резкие порывы ветра создают обратную тягу в камере сгорания газового котла. Это приводит к временному его затуханию. Когда котел часто затухает и снова включается розжиг, аппаратура испытывает несимметричные нагрузки. Падает его эффективность и КПД. Главное – понижается ресурс из-за быстрого износа. В моделях, где ручной розжиг, такое же падение параметров. Только еще надо его регулярно разжигать. Такая ситуация повторяется в двух типах котлов:
В напольном котле с открытой камерой сгорания и вертикальным дымоходом.
В котле, где есть закрытая камера сгорания и коаксиальный дымоход.
В обеих ситуациях можно избежать проблем.
Виноват ли ветер в затухании
Чтобы подтвердить предположение, необходимо провести анализ причин затухания. Ведь горелка может тухнуть по нескольким другим причинам:
Из-за ошибок регулирующей автоматики.
При низком давлении газа в газовой магистрали. Когда давление газа низкое, пламя уменьшается. Оно опускается на критическую высоту над горелкой. Автоматика такой аварийной ситуации допустить не может. Поэтому горелка отключается автоматикой. Котел затухает.
Когда неправильно отрегулирована высота огня горелки.
Когда есть сложности при выводе продуктов горения.
Для четкого анализа нужно знать, какая нормальная высота у пламени. Ее допустимый диапазон – 2-4 сантиметра. Высоту нужно регулировать, когда она становится меньше этого уровня. Но ни в коем случае нельзя это делать самому. Дело даже не в точности самостоятельной регулировки. Главное – пожарная и взрывная безопасность. Поэтому для такого регулирования придется вызывать выездную газовую службу.
Для более точного определения причин за горелкой придется наблюдать. Явные признаки ее затухания от порывов ветра следующие:
При визуальном наблюдении за пламенем его направление и форма резко меняется при порывах ветра.
Звук характерного вихревого потока слышен внутри камеры сгорания.
Когда на улице погода без ветра или он слабый, то горелка не отключается беспричинно. Этот пункт нужно проверять. Для этого нужно дождаться безветренную погоду.
Во время осмотра следует внимательно проверить, насколько герметичные все соединения и общая конструкция. Проверяется ревизионное отверстие. Ревизия дымохода при работе котла должна быть закрыта герметично. Нужно проверить ее герметичность. Если там подсасывает воздух, нужно этот подсос устранить.
Кстати, подсос воздуха здесь тоже может быть причиной того, что пламя периодически гаснет. Но лучше, если в ревизии будет стоять современная герметичная заглушка. Можно приобрести ее готовую в строительном маркете.
Затухание вертикального дымохода котла
Задувания могут иметь несколько причин:
Неправильная внутренняя конструкция. Она может гасить тягу. Когда тяга сильная, он работает. Иначе огонь гаснет.
Несоблюдение норм дымовой трубы по отношению к крыше и коньку крыши. Это важная норма при строительстве дома и дымохода. В зависимости от удаления трубы от конька, оголовок должен возвышаться над уровнем конька на заданную высоту, как раз для тяги. Если высота занижена, то конек крыши будет задерживать потоки ветра. Наоборот, когда ветер со стороны дымохода, тяга будет нормальной. От этого и будет периодическая ее неравномерность.
Когда напротив дымохода нет деревьев и сооружений. Или их нет на достаточной для этого высоте. Деревья и сооружения создают препятствия воздушным потокам и ветру. Этим они вызывают воздушные завихрения, которые увеличивают тягу.
Подъем над кровлей
Это решение для круглых металлических или асбестоцементных труб. Но трудоемкое и тяжелое по реализации, когда дело касается дымоходов кирпичных. Особенно если их высота не соответствовала норме. Нормы высот оголовков дымохода в зависимости от их расстояния к коньку указаны в Строительных Нормах и Правилах от 2003 года 41-01.
Если высота трубы была в норме, то дополнительный ее подъем добавит эффективность. Для дополнительного подъема нужно добавлять высоту трубы не меньше половины ее диаметра. Для кирпичного дымохода вместо диаметра принимается сторона периметра ее сечения. Часто в такие дымоходы внутрь вставляется круглая металлическая труба. Это же бывает, когда в кирпичном оголовке размещаются несколько дымоходных и вентиляционных труб.
При любом их типе все соединения следует выполнять герметично. Каждое негерметичное соединение будет вызывать подсос воздуха. А он снижает тягу.
Нормы размещения дымоходов над крышами по СНИП регламентируют следующие параметры:
Если крыша дома плоская, то дымоходная труба над ее поверхностью должна возвышаться не меньше 0,5 метра.
На скатной кровле, если расстояние оголовка до конька меньше 1,5 метра, то высота этой трубы должна быть выше уровня конька тоже на 0,5 метра.
В случае, когда на скатной кровле дымоход от конька располагается в пределах между 1,5 и 3 метра, то высота оголовка может быть вровень с коньком или выше.
Для трубы, расположенной от конька на удалении более 3 метров, действует измененная норма. Линия от верха оголовка трубы до конька составляет с линией горизонта угол от 10 градусов и меньше. Допускается заниженная высота, так как оголовок далеко от конька, который ему уже не заслоняет потоки. А допуск выбирался для оптимизации. Когда дымоход так далеко от конька на краю, высота трубы слишком большая над скатом крыши. Это затратно, трудоемко и небезопасно. Но для тяги ее можно дальше увеличивать. Особенно если это не кирпич.
Существуют также нормы пропорций и для самой трубы дымохода в доме. Внутри дома дымоход всегда сложен из кирпича. Это нужно для развода дымоходных каналов. А в него уже могут монтироваться несколько дымоходных и вентиляционных труб.
Общая высота трубы дымохода выбирается в зависимости от нескольких параметров:
В зависимости от сечения
Зависит от мощности горения котла
По соотношению с параметрами крыши
Обычно высота находится в пределах пяти-шести метров. Она считается от решетки колосников в котле внутри дома до верха оголовка трубы над крышей.
Для тяги, чем выше труба, тем лучше. Но внутри высокой трубы образуется конденсат. И слишком большая тяга может выдувать лишнее тепло через дымоход.
В случае, когда все же есть превышение, применяются заслонки и стабилизаторы тяги.
Дефлекторы на трубу дымохода – эффективная тяга
Эти устройства применяются в вентиляции и для дымоходов. Благодаря им тяга усиливается и предотвращается обратная тяга.
Дефлектор – это особая насадка над крышей. У нее аэродинамическая конструкция из нержавеющего или оцинкованного металла. Она удобно монтируется поверх трубы, а верхним конусообразным колпаком не пускает в дымоход мусор и осадки. Сглаживает резкие порывы ветра и служит усилению тяги.
Дефлектор пропорционально использует силу ветра, увеличивает продуктивность дымохода на 20%. Применяются несколько конструкций дефлекторов:
Самая распространенная конструкция – дефлектор Григоровича. Усеченный конус снизу и сплошной грибообразный сверху. Проходящие мимо потоки воздуха устремляются под верхний гриб внутрь и проходят дальше. Этим они вызывают воздушное разрежение над отверстием дымохода. А разрежение вытягивает воздух наружу. Он особенно эффективен при низовых ветрах, когда мало тяги.
Вторую конструкцию разработал Центральный аэродинамический институт (ЦАГИ). Это металлическая труба, имеющая экранирующий цилиндр и внутренний защитный конус. В этой конструкции исключается боковое и верхнее задувание. А конус так же не пускает внутрь атмосферные осадки и мусор. Недостаток конструкции – она может образовать наледь, когда морозы больше 15 градусов.
Третья конструкция Вольперта – Григоровича. Она комбинирует качества двух первых. Основой ее является устройство ЦАГИ. Но защитный конус здесь вынесен наверх и сверху диффузора, как у первой модели.
Турбодефлектор динамический имеет сферическую конструкцию с внутренними лопастями. Лопасти начинают вращаться, когда скорость ветра 0,5 метра за секунду. Защищает от задуваний, а тяга усиливается на 50% и больше. Но эффективно работает при постоянных ветрах. А если ветра и тяги нет, даже ухудшится.
Дефлектор флюгерный динамический. Лучшее решение. У него металлические козырьки закрывают сечение дымохода и флюгер. Сам флюгер поворачивает дефлектор в сторону ветра. Универсальные подшипники обеспечивают легкое вращение при самом слабом ветре. Предотвращает задувание, отводит продукты горения, усиливая тягу.
Нужно помнить, что с лишней тягой газовый котел снижает свой КПД. И высокая скорость потока тоже может гасить фитиль. Поэтому конструкцию дефлектора нужно выбирать с консультациями специалиста, учитывая местные условия.
Разрыв тяги с усеченным конусом
Его простая конструкция вызывает непростые действия. Конус создает в дымоходной трубе особую зону. Она затормаживает дальнейшее движение воздушной массы, которые создают обратную тягу. Усеченный конус – самый эффективный. Он срезает и завихряет обратную тягу. И обратные воздушные потоки уже не могут воздействовать на горение горелки.
Он нетрудно изготавливается и самостоятельно, без особых навыков. Но монтажа внутри дымоходной трубы нужно обязательное согласование специалистов газовой службы.
Конструкционные ошибки в дымоходах
Все требования и недопустимые ошибки указываются все в том же СНиП. Наиболее часто ошибаются с пропорциями:
Максимальное число колен у дымоходной трубы – три. Колена, как и прямые углы поворота, понижают тягу.
Горизонтальные разветвления могут быть не больше 1 метра. К этому относятся и усеченные конусы, разрывающие тягу.
Запрещены все прогибы в конструкциях. Даже незначительные. Особенно это касается краев дымоходной трубы.
Как предотвращать обледенение дымохода
Обледенение происходит сначала на оголовке, а потом продвигается в саму трубу.
Таким свойством обладают котлы настенные и парапетные конвекционные. У них достигается большая разница температур. Продукты горения с водяными парами поднимаются вверх. А там, при морозах, пары быстро охлаждаются и выпадают конденсатом на стенки. Труба вверху холодная, потому образуется наледь. Постепенно она разрастается. Сколько работает котел, столько и накапливается наледь. Она зауживает сечения труб. Это снижает нормальную тягу. При определенных пределах в камере сгорания может начаться кислородное голодание.
Некоторые пользователи пытаются устранять ледовые наросты, сбивая их внутрь. Но так можно еще больше загромоздить сечение канала или повредить дымоход. По статистике, удаление наледей на крышах и конструкциях постоянно влекут разные повреждения. Такие работы зимой являются повышенно опасными.
Выход в такой ситуации – утепление трубы заранее, перед сезоном. Ее утепляют, а потом покрываются металлом или водонепроницаемым рулонным материалом.
Распространены устройства против обледенения для крыш, дымоходов и водостоков. Это противообледенители с нагревательными элементами разной мощности. Они легко устанавливаются в местах работы, исправно и долго работают. Но их нужно подключать к электричеству.