Чем покрыть вагонку внутри дома или на даче: выбираем материал
Покрытие вагонки – это не только вопрос эстетики, но и долговечности отделки. Вариантов много: лак, масло, краска, смоляная вода. Все они обеспечивают защиту от пыли, грязи и влаги, но выбор зависит от ваших предпочтений. Лак подчеркивает текстуру дерева, сохраняет его натуральный цвет, но требует регулярного обновления. Масло создает эффект мокрого дерева, не требует частой обработки и хорошо защищает поверхность. Краска может скрыть дефекты вагонки и добавить цветовой акцент в интерьер, но ее слой не позволяет дереву "дышать". Смоляная вода – это традиционный рецепт, обеспечивающий надежную защиту от вредителей и пожара.
Вагонка – популярная отделка помещений в деревянных домах и дачах. Это тонкая обрезная и строганая доска из дерева с фигурными пазами для декоративного оформления интерьера и фасадов. Она чаще используется в деревянных домах, потому что удобно совмещать однородные материалы. А главное – продолжается линия природного, экологически чистого материала, который создает безопасную для здоровья обстановку.
Для долговечности вагонку покрывают защитными составами. Обработка разными материалами в несколько этапов обеспечивает сохранность вагонки и эстетику декоративного слоя.
Что применять для обработки отделочной доски внутри помещений
По убеждению многих, не нужно ее обрабатывать. Оставить ее природное состояние и приятный несильный аромат лиственных пород или смолистый запах хвойных.
Но она может находиться в разных климатических условиях и терять свой вид. Когда вентиляция слабая, то от остаточной сырости на дереве может появляться синева. При сильных очагах влаги и сырости будет появляться грибок. От солнечного света ее оттенок будет превращаться в темно-серый.
С синевой и грибком лучше бороться антисептическими и биологическими средствами. Эти пропитки бывают бесцветными и слабоокрашенными – хлор и активный кислород, разные купоросы. Серый оттенок верхнего слоя чистого дерева убирается шлифованием. Оно обновит и вернет вид доске.
Но воздействие на поверхность снова повторится. После восстановления дерево обрабатывают защитными покрытиями – лаками и красками. Они бывают бесцветные и сохраняют первичный вид поверхности, одновременно ее защищая. Или цветные, меняя облик внешнего слоя, но сохраняя его текстуру. Цветной тон подойдет, когда не нравится открытый вид дерева. Тогда можно выбирать плотные укрывистые краски. Они скроют даже текстуру дерева, оставив ровную глянцевую или матовую поверхность.
Цветными красками окрашивают вагонку и по другой причине. Древесный цвет подойдет не ко всем интерьерам. Тогда цвет и фактура красок подбирается под нужный ансамбль. Красками можно смоделировать даже оригинальный стиль хай-тек. Тогда выбирают металлизированные или перламутровые оттенки.
Составы для защиты и декоративного покрытия дерева
Все они могут предназначаться только для внутренних работ по дереву, которое находится в помещениях. Вторые составы универсальные и обычно они дороже. Их делят на шесть видов:
Пропитки для предохранения и защиты от вредных эффектов, болезней и вредителей. Это химические препараты, состав которых часто обеспечивает комплексную защиту – от старения и потемнений под ультрафиолетовыми лучами, от грибков, от синевы. Дополнительно в отдельных составах добавляются противопожарные элементы, задерживающие момент возгорания.
Такие составы бывают или бесцветными, или создают цветной оттенок. Этот цвет бывает синим, зеленым, красным или розовым в зависимости от химического состава. Этот факт нужно учитывать, когда планируется оставлять естественный цвет дерева в интерьере. Все описанные свойства пропиток указываются в инструкциях или записках к товару.
Тонировочные пропитки и морилки. Их все часто объединяют одним названием – морилки. Такие составы не скрывают фактуру дерева, но меняют его цвет и придают новый оттенок. Особенность этих жидкостей в том, что при нанесении они не создают пленку на поверхности. У дерева остаются прежние поверхностные качества. Оно не теряет хороших паропроницаемых свойств. Составы могут иметь легкий оттенок, или интенсивно пигментировать поверхность. Это позволяет выбирать степень выраженности структуры дерева. У сильно пигментированных составов начинает появляться эффект закрашенного дерева.
Лаки – популярные защитные покрытия для дерева, кто любит оставлять естественный цвет дерева. Для вариативности в них могут добавляться легкие колеры. Лаки уже создают тонкую защитную пленку на поверхности. Но ее паропроницаемость зависит от основы лаков. У них две категории основы. Если вы хотите покрыть вагонку лаком внутри дома, то присмотритесь к водорастворимым аквалакам – это материалы, созданные по новым технологиям. Несмотря на легкую базу, они дают прочное защитное покрытие. Благодаря этой водной базе, имеют отличную паровую проницаемость. Лаки на пентафталевой и алкидной основе «старой формации» создают мощное и прочное покрытие, не боящееся ультрафиолетового излучения, но которое уже не дышит. И те и другие основы имеют назначение для внутреннего и наружного применения.
Лаки бывают сделаны под глянец, полу-глянец (или полу-мат) и мат.
Краски – это уже «тяжелые» покрытия для мощной защиты, полностью скрывающие цвет дерева и почти всегда его структуру. Какой краской покрыть вагонку внутри дома? Водорастворимые краски дают более легкое матовое покрытие, в котором просматривается древесная структура. Они чаще применяются для внутренних работ по дереву. Остальные основы имеют плотное глянцевое или матовое покрытие, ровным слоем полностью покрывающее структуру поверхности дерева. Это краски и эмали алкидные, масляные и ПФ, акрилатные и латексные. Последние создают эластичное покрытие.
Масла древесные – пигментированные и с полностью прозрачной основой. От лаков они отличаются отсутствием пленки у покрытия. Материал полностью впитывается в древесные волокна. При этом древесина дышит, но становится устойчивой к истиранию, не впитывает в себя грязь. Особенность масел – они создают только матовую поверхность, или легкую шелковистость. Хорошо сохраняют дерево.
Их пигментированные виды имеют особенность. Применяя нужный способ нанесения, можно выделить текстуру материала.
Воски. Составы для восковых покрытий выпускаются в трех формах: твердая, жидкая восковая и водная восковая глазурь. Твердые воски перед применением разжижаются нагреванием. Остальные две формы применяются сразу без подготовки. Традиции защиты дерева воском эффективные и древние. Но перенесены на технологическую основу для удобства нанесения. Единственный минус – трудно получить равномерное покрытие. Для облегчения процесса применяется предварительное грунтование поверхности.
Приведенная градация не всегда имеет четкие границы. Иногда получаются смешанные составы. Например, пропитки дополнительно тонируются, а в лаки и краски добавляются защитные составы и антисептики. Каждая из упомянутых групп выполняет свою основную функцию. Эффективным будет применение составов отдельно. Сначала пропитка, а потом тонировка или краска, то есть, защитный декоративный слой.
Нужно помнить, что последующие слои наносятся только после полного высыхания предыдущего.
Немного другой эффект от применения смешанных составов воска с маслом. Эти материалы сочетаются по основе, создавая долговременный вид с качественной защитой. Как видите, у вас богатый выбор, чем покрывать вагонку внутри дома.
Технологии покраски в помещениях
Покраску интерьеров внутри можно выполнять всеми составами. Только помнить, что материалы для наружных работ дороже. В них добавляются противоморозные и атмосферостойкие компоненты. Поэтому применять их внутри неэкономно.
Важно для покраски определить требование к декору поверхностей. И учесть условия эксплуатации.
Для сухого помещения после легкой пропитки с двух сторон вагонка красится с одной стороны. Тыльная сторона остается без верхней обработки.
Во влажных помещениях пропитки и защитные слои наносят с обеих сторон, по два-три раза.
Когда вагонка монтируется на поверхности, часть досок (ламелей) приходится обрезать по размеру. Все обрезанные торцы необходимо обрабатывать таким же образом.
К подготовке вагонки особые требования. Обрабатываются и красятся не смонтированные покрытия, а каждая отдельная доска. Шлифуется и чистится, пропитывается и сушится, покрывается защитой и красится. Только полностью обработанная и покрашенная вагонка применяется в монтаже. Тогда отделанная поверхность интерьера будет идеальной. Все участки равномерно окрашенные и однотонные.
Когда красится собранная поверхность, то в пазах будут неокрашенные участки. В щелях между пазами и на технологических стыках всегда будет скапливаться краска, а от нее образоваться разводы. Общая поверхность тоже не получится равномерной по слою и насыщенности цвета. Поэтому покраска целой поверхности допускается только при обновлении уже окрашенной раньше. Периодичность таких покрасок определяется по состоянию старого покрытия и по инструкции к материалу.
Процесс покраски состоит из следующих операций:
Подготовка досок. Каждая доска шлифуется до гладкого состояния. Для этого применяется электрическая шлифмашина с набором шлифовальных бумаг, зерно которых до 280. Ручная шлифовка безнадежно затянет процесс подготовки. Обрабатывается вся лицевая часть с пазами и шипами. Шлифовать тыльную сторону не нужно.
Для нанесения составов применяются валики и кисти. Кистями наносятся отдельные мазки по длине доски. Потом растираются равномерно, растушевывая поверхность и получая однородный цвет. Валиками достигается большая равномерность и однородность слоя. Доска неширокая, валик подбирается приблизительно такой же ширины. Краску или лак, воск или масло наливают в малярный лоток, на котором раскатывают валик, равномерно пропитывая краской. После равномерно катают по поверхности, возвращаясь немного назад и прокрашивая дальше. И кистью, и валиком нельзя докрашивать только что уже нанесенный слой. Краска будет тянуться, оставляя дефекты слоя на поверхности.
К пропитке требований меньше. У нее консистенция воды, поэтому нужно тщательно пропитывать поверхность, пока не будет стекать лишнее. Пропитки тоже наносятся несколько раз (обычно 2-3 раза). Их следующий слой можно наносить и после частичного подсыхания.
Нанесение пропиток и красок можно выполнять небольшим краскопультом. При определенном навыке работы с ним (наносить равномерно, без наплывов), получается равномерный и идеально гладкий слой. Для больших объемов так и поступают. Но с таким способом неизбежно повышается расход материалов, потому что часть ЛКМ распыляются рядом с доской.
Когда слой равномерно нанесен, его оставляют сохнуть, до полного высыхания.
Для получения особо гладких поверхностей следует пройти шлифовкой по первому слою краски. Это вызвано тем, что древесина имеет волокнистую структуру, а при первой шлифовке оставалась шероховатая поверхность. Она проявила текстуру на первом слое. Теперь эту шероховатость удаляют вторичной шлифовкой по окрашенному слою.
После вторичной шлифовки и очистки поверхность окрашивается вторично. В зависимости от укрывистости краски (толщины слоя) слои можно повторять несколько раз, пока поверхность станет ровной и гладкой.
При любом количестве слоев, с любым инструментом и ЛКМ на любой основе, нужно придерживаться золотого правила – не переливать краску в одном слое. Он должен быть равномерным, но не толстым. Тогда общий пирог окрашивания получится монолитным и прочно закрепится на основании. Когда наносить густые и жирные слои лакокрасочного материала, он будет растрескиваться или отслаиваться.
Но такое не касается водянистых непигментированных пропиток. При обильном пропитывании за один раз лишний материал просто сольется в отход, но на качестве это не отразится. Так часто поступают для скорости работы, учитывая низкую цену пропитки. Окрашенные пропитки придется тоже равномерно распределять. Можно создать импровизированную ванну из пленки по длине доски, в которую наливать состав пропитки. Потом окунать на время (несколько минут и больше) каждую доску. Так она пропитается глубоко и равномерно. Пропитка не будет проливаться. Особенно эффективно там впитается в дерево окрашенный материал. Окрас пропитки будет идеально равномерным. Но в конце пропитки в ванне, состав все равно придется израсходовать привычным способом.
Когда материал тщательно растирается по поверхности, появляются пятна другого оттенка. Это связано со свойствами древесины и изменениями ее плотности. Компенсировать такие проявления можно тщательной предварительной грунтовкой на такой же основе, что и сам ЛКМ. После грунтовки доски тоже лучше отшлифовать. Зато потом шлифовка может не понадобиться после первого слоя ЛКМ.
Когда при покраске требуется достичь мебельного качества, то весь "пирог" покрытий формируется так:
Пропитки антисептиками
Пропитка морилками
Грунтовка в два слоя
Шлифовка до матовой поверхности
Удаляется пыль
Финишный слой лака
Покраска вагонки с сохраненной текстурой
Для выраженных древесных узоров наносится восковая глазурь, пигментированные масла и воски. Плотно ложась, они дополнительно пропитывают и выделяют древесные структуры. Материалы наносятся малыми порциями по фрагментам, далее равномерно тонким слоем растушевываются.
Нужно подождать 10 минут для впитывания материала. Чтобы проявилась фактура дерева, берется мягкая ткань без ворса и снимается большая доля масла. Проявление рисунка станет более ярким. В углублениях останется больше пигментированного материала. Выступающие части останутся почти не пигментированные.
В результате таких операций получается вагонка с яркой выраженной текстурой. Такой способ оформления называется операцией текстурирования или браширования. Вагонка в таком виде на потолках и стенах оставляет оригинальный древесный рисунок.
Когда рисунок текстуры получен, его нужно закрепить и сохранить. Теперь используются те же материалы с маслами и восками, но бесцветные. Они наносятся на поверхность последовательно в два слоя. Если это поверхности в местах с большой проходимостью, то дополнительно их покрывают лаком.
Покраска вагонки с эффектом беленого дуба
Этот эффект достигается нанесением белого цвета таким образом, чтобы оставались видны прожилки деревянной структуры. Такую окраску получают несколькими способами:
Использованием тонировок (морилок) с названием данного эффекта. Главное в таком покрытии – наносить тонкими слоями, чтобы позже материал не стал шелушиться. Степень окрашивания достигается несколькими сильно тонкими слоями, с просыханием каждого слоя. Отделанная так доска гармонично вписывается и на потолок, и на стены.
Масло, имеющее подобное наименование. Наносится пара слоев слабо прозрачным материалом, затирая его после этого для выражения структуры.
Грунт на полиуретановой основе с белыми пигментами. Для полупрозрачного покрытия этот материал сильно разводится разбавителем. Но полиуретановые материалы белого цвета со временем желтеют.
Грунт на акриловой основе с такой же пигментацией и с нанесением по такому же методу. Акриловый грунт со временем не желтеет, но стоит намного дороже, чем полиуретановый.
Кроме отличия материалов покрытия, эффект выбеливания зависит и от пород дерева. Чаще всего в таких отделках используют тонировки и масла.
Особенности при декоративном окрашивании дерева
По статистике, к естественному цвету дерева больше стремятся городские жители. Но многие находят решения в оригинальной цветовой отделке и в брашировании, используя одновременно два цвета. Так поступают в интерьерах со стилем лофт.
Для такого оформления нанесение первого слоя происходит в темном цвете, а второй слой выполняется светлым и ярким. Такая техника дает много вариантов для выбора. Например, менять светлый и темный тон местами. Потом оба вида тонировки совместить на одной поверхности, получив полосатую стену в виде реек «светлая-темная».
Эффект реечного оформления можно усилить комбинацией вагонок с разной толщиной. А цвет делать или полосатым, или в одном тоне. Кроме толщины, может варьироваться и ширина доски. Набор решений уже породил массу комбинаций.
Вагонка, которая имеет профильные канавки и выступы, волны и впадины по длине доски, называется евровагонкой. Окрашенная в разные цвета и оттенки, она будет украшением интерьера.
Дополнительные акценты к цвету добавляются размещением светильников. Они могут выразительно подсвечивать полосы или размещаться световыми пятнами.
На месте отдельных досок монтируются полупрозрачные экраны. За ними располагаются скрытые светильники с рассеянным светом. На потолке из вагонки появляются светящиеся полосы такой же ширины. Получается космическое сочетание. Создается впечатление, что отдельные доски светятся сами по себе.
Отдельные стены или их фрагменты оформляются росписью на самые разные темы. После красочного рисунка участок покрывается бесцветным лаком. Такими рисунками, например, сказочных сцен, можно украшать детские комнаты.
Еще один оригинальный способ – оформление гостиных, кабинетов, прихожих жестко очерченными панелями. Они смотрятся стильно и современно.
В завершение – напоминание о том, что в отделанных вагонкой влажных помещениях должна быть достаточная вентиляция.